Содержание
Применение монолитно бетонных балок прогонов
Бетонные покрытия кровли и перемычки – наиболее прочные и при этом одни из очень хрупких конструкций, которые только используются в строительстве. Они смогут выдержать большое распределенное давление, но приходят в негодность, нужно только приложить к ним точечную нагрузку. Пока ЖБИ имеют под собой сплошную опору, они надежны и прочные. Если же под ними оказывается свободное пространство, их начинает гнуть под своей тяжестью. Во избежание разрушения бетона, требуется обеспечить ему опору снизу. И с такой задачей способны справиться только мощные прогоны.

Монолитно бетонные прогоны собой представляют армированные изделия с очень высоким сопротивлением изгибающим нагрузкам. В сущности, это мощная длинномерная балка для горизонтального усиления перекрытий и широких проемов, на которую ложатся другие компоненты строительной конструкции. Вся приложенная нагрузка подается на вспомогательную систему прогонов, а они уже переносят ее на несущие стенки, фермы или остальные опоры. Для получения лучших параметров прочности на изгиб профиль прогона выполняют высоким и узким. А чтобы обеспечить ему надежное и стойкое опирание на прочие составляющие – восполняют полочками.
Главными видами являются с прямыми углами (ПРГ) и тавровые (ПР) балки из железобетона. Последние, в зависимости от свойств профиля, разделены на 2 типа:
- с перпендикулярной полкой – марки от 1ПР до 3 ПР;
- с диагональной – 4ПР и 5ПР.
В самих балках оставляются 5-сантиметровые сквозные отверстия либо же выпускаются сверху петли из металла для строповки при работах по монтажу. Закладные детали (пластины, анкерные болты) покрываются составом против ржавчины.
Также прогоны могут разниться по схеме армировки:
- ненапряженные – усилены только каркасом из стали из стержней AIII;
- предварительно-напряженные, где к этому всему идут продолговатые напрягаемые стержни, увеличивающие несущую способность изделия.

Массовое изготовление и использование перемычек из армированного бетона настало еще в 60-х. Тогда же была сделана правовая база чтобы их сделать – серии рабочих чертежей, по которой до этих пор заводы ЖБИ выпускают собственную продукцию. В какой-то единый набор документов они так и не были соединены, по этому маркировка прогонов у различных изготовителей чуть чуть отличается.
По марке можно определить не только размеры изделия, но и форму его сечения:
- П – общее обозначение монолитного прогона.
- Р – имеет опорные полки, другими словами в разрезе смотрится как тавровая балка.
- Г – четырехугольная форма профиля.
После буквенного сокращения указываются округленные ключевые размеры, выраженные в дециметрах. Высота и ширина подбираются из рядов значений – 12-40 и 30-50 см исходя из этого, длина начинается с 2,78 м. За общей информацией идет допустимая нагрузка, другими словами главная характеристика несущего элемента, выраженная в т/м. Следом – относительное обозначение арматуры.
Последние в маркировке изделия – свойства проницаемости бетона для агрессивных газовых сред: нормальная (Н) или пониженная (П). Тут же находятся сведения о закладных элементах или использовании тяжёлого бетона (т). Последнее ГОСТом не регламентировано, но отдельно указывается в серии рабочих чертежей 1.225-2 (выпуск 12).

Порой монолитно бетонные прогоны сечения с прямыми углами ПРГ маркируются иначе. После общего сокращения наименования «П» размещается расчетная нагрузка в сотнях килограммов на метр длины. Другими словами П40 – это прогон, выдерживающий кроме своего веса еще 4000 кГс/м (серия чертежей ИИ-03-02). В намного поздней техдокументации возникло добавление к такой маркировке. Следующая за нагрузкой цифра уже указывает на длину в дециметрах, а после нее ставится литера «п», обозначающая четырехугольную форму профиля (1.225-2 вып.5).
Для изготовления прогонов используются достаточно тяжёлые марки бетона с разной прочностью. Ее выбирают в зависимости от размеров изделия и свойств армировки:
- 3,58 м – М200;
- 2,78 и 3,15 м – М250;
- 5,98 м с пространственным усилением – М300;
- 5,98 м с заранее интенсивной арматурой – М350.

Плотность данных бетонов может достигать 2,5 т/м3, а если еще предусмотреть размеры ЖБИ и вес стальных стержней, масса отдельного изделия выходит немаленькой – от 150 до 1500 кг. Несущая способность каждой балки – 39,2 кН/м, что дает возможность применять их в строительстве больших зданий общественного значения и жилых объектов из блоков или кирпича полнотелого. Но нужно брать во внимание, что указанная расчетная нагрузка – это предел возможности для армированной конструкции, после которой начинается ее разрушение.
При подборе хорошо ориентироваться на нормативный критерий (без учета коэффициента надежности). Для ПРГ эти сведения приведены в сопроводительной записке к серии рабочих чертежей и составляют 28,9 кН/м при долгом влиянии или 33,4 кН/м при временном.
Использование и установка
ГОСТ 26992-86, по которому производятся балки из железобетона прогонов, предусматривает их применение для устройства покрытий кровель с малым уклоном с уклоном не больше 5%. Изделия с полочками марок 1ПР и 2ПР, и еще 4ПР и 5ПР разрешается устанавливать также и на наклонных крышах (до 25%).
Но в строительстве их не менее широко используют для формирования проемов окна, усиления гаражных и промышленных ворот, в качестве жёстких опор плитных перекрытий со слабой самонесущей способностью. Это многофункциональные изделия, которые могут полностью заменить монолитно бетонные перемычки или ригели, если нагрузка на балки оказывается очень большой.

Из-за немаленького веса и выполнения работ на высоте требуется привлечение техники для подъемных работ. Сопутствующие операции выполняют четверо рабочих: два такелажника внизу и рабочие в зоне установки ЖБИ. Балка ложится в горизонтальном положении на раствор цемента с опиранием на поверхности стены, несущие колонны или ж/б подушки, создавая дополнительное ребро жесткости. Сверху вырабатывается пирог кровли или устанавливаются перекрытия из железобетонных плит.
Прогоны делают исключительно на заводах согласно сериям чертежей ИИ-03-02, 1.225-2 и 1.225-1. Специальные требования предъявляют к их армированию и выбору параметров бетона в согласии с назначением и размерами изделий. Так что залить их прямо на объекте, как плиту перекрытия, не выйдет – во всяком случае нужно будет искать, где приобрести балки по самой лучшей стоимости.
На стоимость ЖБИ оказывают влияние размеры прогонов, другими словами их материалоемкость. Собственную роль играет марка арматуры и ее расход. Если же серийные ЖБИ по плану не подойдут, на предприятии можно заказать нетиповые прогоны промежуточных размеров. Ассортимент подобных изделий у изготовителей потрясающая, так что найти необходимые балки не требует большого труда.
| Прогон | Масса, кг | Цена, руб/ед |
| Сечения с прямыми углами | ||
| ПРГ 17.1.3-4 | 150 | 1 730 |
| ПРГ 28.1.3-4т | 250 | 2 870 |
| ПРГ 36.1.4-4 | 430 | 3 190 |
| ПРГ 58.2.5-4 | 1 450 | 11 270 |
| П40-28п | 240 | 2 840 |
| П40-36п | 410 | 3 530 |
| П40-60п | 1 500 | 14 220 |
| Таврового сечения | ||
| ПР 45.4.4-3 | 1 550 | 3 660 |
| ПР 60.4.4-5 | 2 050 | 7 820 |
Отпуск балок с завода конечным потребителям строго регламентирует ГОСТ. На момент отгрузки надёжность поверхности из бетона должна как минимум составлять 70 % от заявленной марки. Зимой такие требования ужесточаются, по этому ЖБИ прогоны отпускаются с параметрами, на 90-100 % соответствующими проектным.