Содержание
Как прогреть смесь бетонную в зимнее время
Схватывание бетона происходит при участии воды. Однако в зимнее время вся влага в растворе замерзает, делая гидратацию невозможной. Чтобы и в морозы не приостанавливать строительство, на участке организовывают обогрев бетона. Вариантов прогрева разработано немало, и каждая технология находит собственное использование.

На чем базируется выбор?
Каким вариантом нагревать в зимний период конструкции из бетона, зависит от ряда показателей:
1. Атмосферные условия. При температуре не меньше -15 °С обогрев нагревательными проводами можно заменить методом «тёплой» опалубки.
2. Класс бетона – от него зависит нужный срок воздействия тепла до получения надежных параметров конструкций, залитых в зимний период. Бетон аж до класса В10 должен успеть набрать половину заявленной прочности, перед тем как можно будет окончить прогрев, классы с В12,5 по В25 – около 40%, крепче В25 – около 30%.
3. Размеры ЖБИ. Для массивных фундаментов рекомендуется электропрогрев бетона электродами или проводами ПНСВ, плюс сохранение набранной температуры «термосом».
4. Толщина заливки. При небольших размерах индивидуальных элементов железобетонной конструкции есть возможность применение индукционного нагрева.
Дабы получить монолит заданного качества и сократить расходы на обогрев бетона, советуется для каждого определенного случая сочетать разные технологии.
Метод электродов
Очень часто используемая технология, которая основана на свойстве проводников переменного тока нагреваться. Влажный раствор из бетона тоже преобразуется в специфический проводник, если в нем расположить запитанные электроды. Чтобы «цепь» заработала, их нужно присоединить к самым разнообразным фазам источника электрического тока мощностью 60-127 В.
Не применяйте метод под напряжением более 127 В, если работаете с ЖБИ. Бетон с железной арматурой включать в цепь можно лишь после профессиональной проектной разработки.
Технология прогрева бетона электродами просит ориентировочных расчетов для каждой конструкции. От ее свойств зависит напряжение подаваемого электрического тока, схема расположения электродов и даже их вид.
- Стержневые электроды – пруты из металла малого диаметра (от 6 до 12 мм). Применяются на удалённых участках очень больших конструкций, а еще для криволинейных форм (стыков, колонн). При размещении стержневых электродов необходимо смотреть, чтобы они не расположились к опалубке ближе, чем на 3 см.
- Струнные – длинная проволока из стали диаметром 6-10 мм. Предназначаются для участков большой длине. Такой способ предпочтителен, если прогрев смеси бетона электродами осуществляется при контакте заливки с уже замерзшим грунтом.
- Поверхностные – особенный вид электродов, роль которых выполняют стальные пластины или полосы шириной в 4-8 см. Проводники закрепляются именно к опалубке с оставлением одного свободного конца для подсоединения к источнику питания. В отличии от погружных электродов поверхностные не контактируют с раствором, так как отделены от него слоем рулонного кровельного материала.

Полосы из металла предоставляют прогрев бетона не глубже, чем на половину расстояния от одного электрода до иного. Это тепло достает и до слоев внутри, но там процессы протекают не так активно. А вот разнофазные пластины могут подогревать весь объем, если он не очень большой.
Главное положительное качество метода прогрева электродами – возможность поддержания комфортной температуры бетона в конструкциях любой толщины и формы.
Характерности разных вариантов
1. Применение нагревательных проводов.
Тот же электропрогрев бетона, однако в отличие от электродного метода, увеличение температуры в монолите предоставляют настеленные в массу изолированные провода. Они сами греются во время работы, а раствору передают только энергию тепла.
Марки нагревающих компонентов:
1. Очень часто в зимнее время применяется электрический провод марки ПНСВ от 1,2 до 3 мм в диаметре.
При этом необходимо брать во внимание, что ПНСВ не должен в ходе работы быть на воздухе, иначе его изоляция просто оплавится. Отсюда и технологические особенности прогрева – использование говоря иначе холодных кончиков, подключенных в местах выхода ПНСВ из бетона. Их роль исполняют короткие установочные провода типа АПВ-2,5 или АПВ-4 с алюминиевой жилой.
Схема прогрева проводом ПНСВ 1,2 при его подсоединении к преобразователю электрической энергии может быть одно- или трехфазной. Основное, чтобы линии отстояли один от одного минимум на 15 мм, а сила тока не была больше 15 А. Длина обогреваемых секций выбирается вдвое меньше, чем значение напряжения на трансформаторе.

2. Использование кабелей КДБС или ВЕТ дает возможность абсолютно исключить из технологии преобразователь электрической энергии для прогревания бетона.
К такому методу прибегают, когда нет возможности обеспечить станции питание в 380 В или применять нужное кол-во силовых трансформаторов на объекте. ВЕТ-кабели как правило будут работать от домашней электрической сети, на концах они снабжены соединительными муфтами, что очень комфортно при укладывании. Правда, стоит такой кабель дороже, чем ПНСВ.
Подключение выполняется к силовому трансформатору, выдающему со второй обмотки 75 или 36 В. Схема укладки провода ВЕТ не выделяется от подобной для ПНСВ. При этом важно выбрать оборудование, предусматривающее плавную регулировку силы тока. Это даст возможность поддерживать нормальную температуру в монолитной конструкции.
Как вариант для приватного строительства, подойдёт обыкновенный инверторный аппарат. К профессиональному оборудованию относятся трансформаторные станции, которые предоставляют прогрев до 30 кубов: КТПТО-80/86, серия блоков питания СПБ либо сухая станция ТСДЗ-63.
Прогрев с применением проводов позволяет уменьшить время набора 70%-ной прочности до нескольких суток. При подобной большой эффективности метод в хорошую сторону выделяется экономией.

3. Греющая опалубка.
Контактный прогрев бетона предпочтительно применять на объектах быстрого строительства. Термоактивная опалубка широко используется для строительства монолитных домов, но раствор обязан иметь большую скорость застывания. Такая технология довольно требовательна к температуре смеси и внешней среды: промерзший грунт на глубину 30-50 см и сам состав обязаны быть прогреты до +15 °С.

4. Индукционный метод.
Отлично годится для производства свай из бетона и колонн. Температурное увеличение в середине опалубки происходит благодаря влияния электромагнитного поля, создаваемого внешними виточками провода. Вся система преобразуется в своеобразную индукционную катушку, разогревающую железную арматуру. А та со своей стороны выполняет прогрев раствора внутри. Положительные качества метода – одинаковый прогрев и возможность делать подготовительный подогрев опалубки и армирующих стержней еще до заливки.

5. Тепловые излучатели.
Сравнительно недорогой и наименее энергозатратный способ – прогрев теплопушками, ИК-излучателями и остальными внешними электрообогревателями. Его плюсом и в это же время минусом считается локальное действие на заливку. Благодаря этому область использования такой технологии исчерпывается работами по ремонту, заделкой стыков и изготовлением малых форм. При этом внешний обогрев не будет достаточно резельтутативен, если обрабатываемую часть конструкции не уберечь от внешних условий непостоянным пологом. Положительные качества: минимум аппаратуры и продукции кабельной сферы, дешевизна и относительно маленькие затраты на энергию.
Очень дорогой и энергоемкий прогрев бетона в зимнее время используется исключительно в промышленном строительстве. Смысл технологии состоит в том, что бетон заливают в непростую двухстенную опалубку, через какую подается горячий пар. Он обволакивает поверхность из бетона, образовывая «паровую рубашку». Это обеспечивает и одинаковый прогрев конструкции, и подачу влаги, нужной для гидратации.
Не обращая внимания на всю сложность организации прогрева, такой способ является самым эффективным. А для сокращения затрат в сам раствор из бетона вводятся пластифицирующие добавки, ускоряющие процесс твердения.
Есть и пассивный метод, когда вокруг конструкции создается термос из теплоизолирующих матов. Однако он сам по себе неэффективен – его уместно применять исключительно в качестве добавочной меры одновременно с остальными способами.