Содержание
Проверка, ремонт и замена якоря угловые шлифовальные машины собственными руками

Якорь угловые шлифовальные машины больше всех узлов подвергается температурным, механическим и электромагнитным нагрузкам. Благодаря этому он считается частой основой отказа эксплуатации инструмента, и как последствие, часто нуждается в ремонте. Как проверить якорь на трудоспособность и отремонтировать компонент собственными руками — в нашей публикации.
Устройство якоря угловые шлифовальные машины
Якорь мотора угловые шлифовальные машины собой представляет токопроводящую обмотку и магнитопровод, в который запрессован вал вращения. Он имеет на одном конце ведущую шестерню, на другом коллектор с ламелями. Магнитопровод состоит из пазов и мягких пластин, покрытых лаком для изолирования один от одного.

Схема якоря угловые шлифовальные машины
В пазы по специализированной схеме положены по два проводника якорной обмотки. Каждый проводник составляет половину витка, концы которого попарно соединяются на ламелях. Начало первого витка и конец последнего находятся в одном пазу, благодаря этому они замкнуты на одну ламель.

Как проверить якорь угловые шлифовальные машины на исправность
Виды поломок якоря:
Если якорь неисправен, происходит перегрев мотора, оплавляется изоляция обмотки, витки кратко замыкаются. Отпаиваются контакты, объединяющие обмотку якоря с пластинами коллектора. Заканчивается подача тока и мотор перестаёт работать.
Виды диагностики якоря:
- зрительно;
- мультиметром;
- лампочкой;
- специализированными устройствами.
Типовая диагностика
Перед тем как взять прибор для диагностирования, просмотрите якорь. На нём могут быть повреждения. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или своеобразный аромат. Можно заметить погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, к примеру, останки припоя. Эти частицы являются основой короткого замыкания между виточками. Ламели имеют загнутые края, именуемые петушками, для соединений с обмоткой.

Из-за нарушение данных контактов ламели выгорают.

Иные повреждения коллектора: поднятые, износившиеся или пригоревшие пластины. Между ламелями может накапливаться графит от щёток, что тоже указывает на короткое замыкание.

Загнутые пластины коллектора
Как проверить при помощи мультиметра
- Выставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с 2-мя соседними ламелями. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка в рабочем состоянии. Если сопротивление менее 1 Ом и достаточно близко до нуля, есть короткое замыкание между виточками. Если сопротивление больше среднего в 2 и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Порой при обрыве сопротивление до такой степени велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет.

Диагностика якорные обмотки мультиметром
Видео: как проходит проверка
Если нет у вас тестера, воспользуйтесь лампочкой с напряжением 12 вольт мощностью до 40 Вт.
Как проверить ротор угловые шлифовальные машины при помощи лампочки
- Берите два провода и соедините их с лампой.
- На минусовом проводе сделайте разрыв.
- Подайте на провода напряжение. Концы разрыва нужно приложить к пластинам коллектора и прокрутите его. Если лампочка горит, не меняя яркости, значит, короткого замыкания нет.
- Проведите тест замыкания на железо. Соединяйте один кабель с ламелями, а другой с железом ротора. Потом с валом. Если лампочка будет гореть, значит, есть пробой на массу. Обмотка замыкает на корпус ротора или вал.
Данная процедура аналогична диагностике мультиметром.
Проверка индикатором короткозамкнутых витков (ИКЗ)
Попадаются якоря, у которых не видно проводов, подсоединённых к коллектору из-за заливки непрозрачным компаундом или из-за бандажа. Благодаря этому тяжело определить коммутацию на коллекторе относительно пазов. Поможет в этом указатель короткозамкнутых витков.

Данный прибор имеет меньшие размеры и прост в обслуживании.

В первую очередь необходимо проверить якорь на отсутствие обрывов. Иначе, указатель не сможет определить короткое замыкание. Для этого тестером померяйте сопротивление между 2-мя соседними ламелями. Если сопротивление превосходит усредненное хотя бы вдвое, значит, есть обрыв. При отсутствии обрыва переходите ко второму этапу.
Регулятор сопротивления дает возможность подобрать чувствительность прибора. У него есть две лампочки: красная и зелёная. Настройте регулятор таким образом, чтобы красная лампочка начала гореть. На корпусе индикатора существует два датчика в виде белых точек, размещенных на расстоянии 3 сантиметра один от одного. Нужно приложить указатель датчиками к обмотке. Не быстро закручивайте якорь. Если загорится красная лампочка, значит, есть короткое замыкание.
Видео: ИКЗ в работе
Диагностика прибором проверки якорей (дросселем)
Прибором проверки якорей формируют наличие межвиткового замыкания обмотки. Дроссель собой представляет преобразователь электрической энергии, у которого существует только первичная обмотка и вырезан магнитный просвет в сердечнике.

Схема прибора проверки якорей
Когда мы кладём ротор в данный зазор, его обмотка начинает работать как вторичная обмотка преобразователя электрической энергии. Включите прибор и положите на якорь пластину из металла, к примеру, железную линейку или ножовочное полотно. Если есть межвитковое замыкание, от местного перенасыщения железа пластина будет вибрировать либо намагничиваться к корпусу якоря. Поворачивайте якорь вокруг оси, перемещая пластину таким образом, чтобы она лежала на различных витках. Если замыкания нет, то пластина будет свободно передвигаться по ротору.

Прибор проверки якорей
Видео: Как выполнить дроссель собственными руками и проверить якорь
Как отремонтировать якорь дома
Из-за якоря происходит треть неполадок шуруповёрта. При каждодневном интенсивном рабочем режиме поломки могут появиться уже в первые полгода, к примеру, при несвоевременной замене щёток. При щадящем применении шуруповёрт будет держаться год и более.
Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если в ходе работы прибора слышен прерывчатый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Маленькие короткие замыкания убираются. Если повреждена большая часть обмотки, её можно перемотать. Износившиеся и сильно повредившиеся ламели проточить, нарастить или впаять. Стоит еще сказать, что не нужно браться за ремонт якоря, если вы неуверены в собственных возможностях. Лучше его заменить или отнести в мастерскую.
Проточка коллектора
На протяжении определенного времени на коллекторе образуется выработка от щёток. Чтобы от неё избавиться, нужно:
-
Проточить коллектор, применяя резцы для продольного обтачивания, другими словами проходные резцы.

Проходной прямой резец

Не забывайте почистить ротор от стружки, чтобы не случилось замыкания.
Видео по теме
Как перемотать якорь
Прежде чем разобрать якорь, запишите или зарисуйте направление обмотки. Оно может быть влево или вправо. Чтобы его определить правильно, посмотрите на торец якоря со стороны коллектора. Наденьте перчатки, берите острые кусачки или ножовку по металлу. Уберите лобовые части обмотки. Коллектор необходимо очистить, а снимать необязательно. Бережно, не повреждая пазовые изоляторы, выбейте стержни оставшихся частей обмотки при помощи молотка и металлического зубила.
Видео: Снимаем обмотку
Надфилем, не повреждая плёнки изолятора, уберите останки пропитки. Посчитайте проводники в пазу. Высчитайте число витков в части и померяйте диаметр провода. Нарисуйте схему. Порежьте из картона гильзы для изолирования и вставьте их в пазы.
Видео: Намотка влево и вправо
После намотки сварите выводы секций с петушками коллектора. Теперь необходимо проверить обмотку тестером и индикатором короткого замыкания. Можно приступать к пропитке.
Инструкция по пропитке (с учитыванием регулятора числа оборотов)
- Удостоверившись в отсутствии проблем, отправьте якорь в электродуховку на прогрев для лучшего протекания смолы на эпоксидной основе.
- После прогрева выставьте якорь на стол с возможностью наклона для лучшего растекания по проводам. Капните смолой на лобовую часть и не быстро закручивайте якорь. Капайте до возникновения клея на противоположной лобовой части.

Пропитка с возможностью наклона

Сушка якоря на воздухе до полимеризации
В конце процесса слегка проточите коллектор. Балансируйте якорь с помощью динамической балансировки и угловые шлифовальные машины. Теперь проточите целиком на подшипнике. Нужно очистить пазы между ламелями и отполируйте коллектор. Сделайте заключительную проверку на обрывы и замыкания.
Характерность обмотки для угловых шлифмашин с регулируемым числом оборотов в том, что ротор намотан с мощностным запасом. Плотность тока оказывает влияние на число оборотов. Сечение провода завышено, а кол-во витков занижено.
Ремонт: Удаление пробоя изоляции
Если пробой изоляции был маленький и вы его нашли, нужно почистить это место от нагара и проверить сопротивление. Если его значение обычное, заизолируйте провода асбестом. Сверху капните быстросохнущим клеем типа «Супермомент». Он просочится через асбест и отлично заизолирует кабель.
Если вы так и не нашли место пробоя изоляции, то пробуйте бережно пропитать обмотку пропиточным электроизоляционным лаком. Пробитая и непробитая изоляция пропитается этим лаком и станет крепче. Просушите якорь в газовой духовке при температуре примерно 150 градусов. Если и это не поможет, пробуйте перемотать обмотку или заменить якорь.
Пайка пластин коллектора
Ламели установлены на пластмассовую основу. Они бывают стёрты до самой основы. Остаются только края, до которых щётки не достают.

Такой коллектор можно реконструировать методом пайки.
- Из трубы из меди или пластины порежьте нужное кол-во ламелей по размеру.
- Как только зачистили якорь от остатков меди, припаивайте обыкновенным оловом с паяльной кислотой.
- Когда все ламели припаяны, сделайте шлифовку и полировку. Если нет токарного станка, воспользуйтесь дрелью или шуруповёртом. Вставьте вал якоря в патрон. В первую очередь зашлифуйте напильником. Потом отполируйте нулевой шлифовальной бумагой. Не забывайте очистить пазы между ламелями и померять сопротивление.
- Бывают не до конца повредившиеся ламели. Чтобы их реконструировать, нужно провести более правильную подготовку. Слегка проточите коллектор для очищения пластин.