Содержание
Свойства и характеристики щебня вторичного применения
Щебень вторичный — продукт переработки строй. мусора: обломков бетона, кирпича, асфальта, полученных при сносе строений, демонтаже дорог. Главное его положительное качество — самая невысокая стоимость если сравнивать со всеми другими видами за счёт небольших затрат труда, энергии на производство.

Около половины всего мусора при сносе составляет кирпичный, бетонный и монолитно бетонный лом. Три четверти данного вида отходов возможно применять еще раз. Приблизительно 60 % материала во время строительства допускается заменить вторичного типа. Приемлемо, когда его перерабатывают прямо на той же площадке, где был выполнен демонтаж. Самая большая финансовая результативность битого бетона или кирпича достигается в районах, где нет природных месторождений (также в Москве и Московской области). Используют особое мобильное оборудование.
Короткое описание технологии
Получение вторичного щебня (постепенно):
- Раскалывание больших частей строительного боя при помощи особенного оборудования — гидромолота или гидроножниц. Его вешают на тяжёлые погрузчики или экскаватор на гидравлике взамен ковша. Виды ножниц: для демонтажа (крашер), бетонолом, многофункциональные (мультипроцессоры). Крашер используют для первичного разрушения строения, бетонолом — для вторичной переработки уже полученных больших частей боя. Универсальное оборудование делает одновременно несколько функций. Существует два вида — со сменными «челюстями» и комбинированными (не требующими замены).
- Сбор лома.
- Анализ пригодности для переработки.
- Доставка на предприятие, которое занимается производством щебня из боя кирпича или бетона.
- Подача через вибропитатель в дробилку, его измельчение.
- Очистка от сторонних примесей (стекла, обрезков арматуры). Для убирания предметов сделанных из металла применяют электромагнит.
- Сортировка по размеру при помощи специализированного сита (грохота). Если материал идет на сам фундамент или остальные конструкции из бетона, то данный этап не требуется. В подобном варианте дополнительно уменьшается стоимость готового продукта.

Параметры, по которой ценится качество и пригодность для применения в определенных целях:
1. Плотность. Для дробленого строительного лома — в границах 2000—2300 кг/м3.
2. Надёжность. У битого бетона данный показатель меньше, чем у природного щебня. Для увеличения всех хороших параметров лома, который идет на приготовление раствора, используют 2-ух- или трехстадийное деление. Такая технология намного увеличивает прочность, но приводит к появлению немалого количества маленькой фракции.
3. Устойчивость к морозам. Такой параметр выражается в количестве циклов замораживания-размораживания, которое выдерживает материал без важных признаков разрушения. К примеру: присвоение щебню марки морозостойкости F50 значит, что он прослужит примерно пятьдесят лет. Для дробленого лома может быть предельно низким — от F15.
4. Лещадность. Содержание частей пластинчатой (лещадной) или игловатой формы. К ним относят куски камня, у которых длина больше толщины втрое и более. Чем ниже процент подобных частиц, тем выше качество. Для битого бетона или кирпича это критерий должен находиться в границах 15 %.
5. Состав зерен. Предельную величину отдельного камня (зерна) сыпучего материала, выраженную в мм, называют фракцией. Строй мусор дробят на классические размеры по ГОСТ (к примеру, 5-20 мм, 40-70 мм) и оригинальные.
Преимущества щебня из бетона и кирпича:
- невысокая стоимость;
- экологичность — за счёт вторичного применения строй. мусора уменьшается кол-во свалок;
- многофункциональность — подходит практически во всех сферах, где в большинстве случаев требуется щебень природный;
- во время использования для заполнителя для раствора очень низкий расход цемента.
Минусы: неустойчивость к температурным перепадам, относительно низкая прочность и устойчивость к морозам.

Варианты повторного применения лома:
- устройство полов в нежилых зданиях, по большей части цехах в промышленности и складах;
- монтаж не постоянных, проселочных, приватных дорог, автомобильных стоянок (особенно мусор из асфальта), для федеральных трасс запрещен;
- подсыпка под нежилые постройки (к примеру гаражи), фундаменты, технические коммуникации, также для укрепления грунта;
- в качестве водоотвода;
- для ремонта и строительства ЖД насыпей, трамвайных линий;
- заполнитель в раствор (прочностный класс до В25) — допустим даже непросеянный измельченный лом;
- материал для декорирования для оформления приусадебного участка — применяют для подсыпки на пешеходных и дорожках для сада, парковых аллеях, вдоль прудов на участке, строения «сухих ручьев», «цветочных горок в альпийском стиле»;
- средство борьбы с гололедом — для данной цели используют отсев, бетонный или кирпичный лом самой маленькой фракции (до 10 мм).

Разновидности щебня из отходов строительства:
1. Бетонный. Это разнородная смесь из частей цементного камня разного размера. По свойствам несущественно уступает природному, в первую очередь касается это прочности, но в общем абсолютно отвечает требованиям ГОСТ. Допускается использовать в любых ситуациях, когда по технологии нет надобности в применении наиболее материалов высокого качества.
2. Кирпичный. Лучше других видов подойдет для дренажного устройства, тепло- и звукоизоляции стен. Бой кирпича также почасту применяют для подсыпки под основание, прокладки трасс в болотистых местах. Он подходит и для составления смесей для строительства, к которым не предъявляют большие требования по своей прочности. Бой огнеупорного кирпича необходимо чуть-чуть дороже, чем силикатного, и подходит для заполнителя для жаростойких растворов.
3. Асфальтная крошка. Состоит из частичек битума, щебня мелкой фракции (до 5 мм), следов песка и других примесей. Ее получают способом холодного фрезеровки при снятии старых покрытий дороги. Если сравнивать с щебнем она более устойчива к влаге, не летит из под колес автомобилей во время езды. Измельченный асфальт используют еще раз для обустраивания дачных и дорожек для сада, автомобильных стоянок, покрытия второстепенных трасс, при сооружении комплексов для занятий спортом, для засыпки отмостки. Недостаток — содержание битума, этот продукт нефтепереработки не считается полностью экологично неопасным.

Приобрести щебень вторичный удобнее с доставкой, но разумнее получить его с самостоятельным вывозом. Это даст возможность дополнительно сэкономить. Цена зависит от начального материала, фракции, объема партии.
| Фракция, мм | Цена, рубли |
| Отсев (0 — 10) | 150 |
| 5 — 20 | 540 |
| 20 — 40 | 540 |
| 40 — 70 | 540 |
| 40 — 100 | 535 |
| 60 — 100 | 500 |
| 0 — 70 | 475 |
| 0 — 100 | 550 |
| 70 — 120 | 900 |
| 100 — 150 | 800 |
Стоимость на щебенку из кирпича может составлять от 380 руб/м3, асфальтную крошку можно приобрести по стоимости от 450.
Использование вторичного щебня дает возможность значительно экономить при строительстве зданий, прокладке второстепенных дорог, тем более в случае, когда переработка бетонного или кирпичного боя выполняется прямо на строительной площадке.