Линии с проводом AERO-Z и AAACZ — 7 положительных качеств. Характеристики в техническом плане и сравнивание с проводами АС.

На высоковольтных линиях 110кв-220кв и выше, изначально использовались и используются всем обыкновенные голые неизолированные провода марки АС или ASCR (ГОСТ 938-80).
Впрочем помимо инноваций в плане изолированных самонесущих проводов марки СИП-3 на среднем напряжении 6-10-35кв, прогресс в наших сетях понемногу добирается и до неизолированных высоковольтных ЛЭП.
Кажется, что здесь еще нового можно выдумать. Голые неизолированные провода они и в Африке, и в Америке одинаковые. Но профессионалы подумали, а что если проволока из которой набирается общее сечение провода будет не в форме круга, а какой-то другой.
И начали проводит эксперименты.

В конце концов самым удачным решением оказалась Z-образная конструкция. Получились говоря иначе небольшие провода.
Показатель наполнения поперченного сечения у подобных проводов увеличивается с 0,75 (стандарт марки АС) до 0,88-0,95.

Есть разумеется и провода из жил формы трапеции. Но они по собственным свойствам несколько в проиграше Z-образным.
Стороны трапеции не всегда замечательно контактируют между собой. А также при скрутке, создают некие ступеньки на поверхности.

Кроме того, если случится обрыв одной трапециевидной жилы, она будет автоматично благодаря собственной формы выталкиваться наружу. С Z-образными проводами такого и недалеко не происходит. Так как все жилы в них наоборот, удерживают друг друга вместе как в замке.
А вот оболочка (слой находящийся с внешней стороны), скручивается конкретно из z-проволок. В конце концов выходит конструкция, почти не имеющая щелей.

Кроме того, внутренние пустоты наполняют при температуре 120 градусов специализированной смазкой. Она вытесняет весь оставшийся воздух и влагу внутри.
Плюс к этому, сердцевина бывает как со стальным сердечником, так и с металлическим или из его сплавов.

И вдобавок есть заграничные конструкции, когда несколько центральных жил выполняют пустотелыми, а в середине размещают оптоволокна.

На Западе z-образные провода начали делать еще в 70-е годы. После нескольких годов эксплуатации провели сравнивание с обыкновенными и выполнили позитивные выводы.



У нас такие изделия называются по-разному. Самое большое распространение получили две марки:

Арматура для них подходит фактически аналогичная, что и для марки АС.

Вот детальные характеристики в техническом плане z проводов.
Кабель AERO-Z:







Какими хорошими качествами обладают данные провода?
1 Это при том же самом сечении, вы получаете диаметр приблизительно на 10% меньше привычного.

Что это даёт? А это даёт увеличение пропускной способности всей ВЛ. Желаете пропустить больше мощности по ЛЭП, просто поменяйте обыкновенный кабель на AERO-Z или AAACZ того же самого диаметра.

При этом во многих случаях без всякого усиления опор. Только необходимо проверить напряжение подвески, оно становится больше за счёт приличного веса.
2 Во время эксплуатации Z-провода подобной конструкции меньше провисают.
Исходя из этого можно повышать габаритные пролеты и уменьшать общее кол-во опор. Нагрузка на них окажется меньшей.

3 AERO-Z кабель меньше подвергается вибрациям при ветровых нагрузках.
Уменьшается пляска проводов.

Аэродинамическое сопротивление у AAACZ на треть меньше, чем у АС. Говоря проще, провода Z-образного профиля лучше обдуваются ветром, а это означает и опоры не испытуют больших нагрузок ветра.

Если даже и появилась пляска, она тухнет в 3 раза быстрее, да и амплитуда ее меньше.
4 Так как внутреннее строение провода довольно плотное, то и влага туда почти не проникает.

А исходя из этого не будет подвергаться коррозии и разрушаться стальной сердечник.
5 Небольшое гололедообразование.
На обычных металлических или сталеалюминевых проводах А или АС, при налипании снега происходит смещение центра тяжести.

В конце концов кабель в пролете начинает скручиваться, очень часто против повивов собственных жил. Что приводит к их расплетению.
Провода Z-формы данному явлению сопротивляются и сбрасывают остатки снега.

Лед на них преимущественно образуется только с одной стороны. И по мере увеличения нароста, просто отваливается под своей тяжестью.
6 Высокая механическая устойчивость.
Также при прямом попадании молнии. Даже при повреждении нескольких жил одновременно (до 5 штук), механическая стабильность AERO-Z сберегается на нормальном для эксплуатирования уровне.

Обеспечивается это за счёт соединения проволок в «замок».
При этом самое основное — оборванные z-жилы не будут раскрутиться, создавая опасность коротких замыканий. Конкретно это очень часто и происходит на ВЛ с АС проводами.


С одной стороны это разумеется отлично, если посмотреть по другому, попробуй при обходе и осмотре ВЛ отыскать и не пропустить данное место обрыва. Сделать это на проводах AAAC-Z намного проблематичнее.
Благодаря этому за границей и используют для более подробного исследования высоковольтных линий разные роботы.

7 Меньше потери на корону за счёт более гладкой внешней оболочки.

Чтобы появился коронный разряд, напряженность поля на z-проводе должна быть на 15% больше, чем на обычных АС.
Наиболее важно использовать такие провода в районах плотной застройки, там где препятствия притягивают за собой увеличение длины пролетов и трудновыполнимые изменения в схемах расположения опор.

Также с этим часто встречаются установщики и проектировщики во время строительства ЛЭП через реки, массивы гор. Если вам необходимо сделать больше габарит над рекой, это можно создать просто придав большее тяжение проводу aero-z.


В сравнении с голыми проводами АС, максимальное тяжение у них больше на 67%.
Монтаж аналогичных ЛЭП в нашей стране уже не такая и редкость. К примеру Сочи при приготовлении к Олимпиаде, запитали конкретно такими проводами по ЛЭП 220кв.
Минусы разумеется же тоже есть. Во-первых, это большая цена.

Второе используемый алюминий. Алюминий тут применяется марки AT. Он свойственен тем, что при температуре более 90 градусов резко теряет собственные механичные свойства.

Но, не обращая внимания на большую цену, замена обыкновенных проводов АС на AERO-Z NEXSANS или других марок с z-профилем, даже на маленьких участках высоковольтных линий протяженностью до 1км, за 10-20 лет может сэкономить вам миллион рублей.

Все разумеется зависит от нагрузки. Вот сравнительный анализ экономии электрической энергии для двухцепной ВЛ-110кв сделанной проводом АС-240/32 и AERO-Z 300.
Нагрузка линии 400А, протяженность 900м.

Умножьте мегаватты на цену эл.энергии в рублях, плюс добавьте примерный эксплуатационный период объекта и получите наглядные цифры экономии в денежных единицах.