Индекс передачи цвета CRI уже не тот — как дать оценку качеству света при помощи коэффициентов.

Еще в 70-е годы прошлого столетия, ученые и искатели в области света, начали мерить и оценивать качество передачи цвета от самых разных источников, при этом описывая результат который получился всего одной цифрой.
Такой параметр или показатель назвали CRI. Есть у него еще и другое обозначение — Ra. По существу это одно и тоже.

Только он в ответе за то, что одинаковый апельсин, в одном случае будет смотреться вполне натурально, а в ином совсем не будет похож сам на себя. Это и именуется естественность передачи цветов.
Кстати, многие наверняка помнят загадку, разделившую интернет на 2 лагеря — «какого цвета на фото платье»? Этот индекс тут сыграл очень важную роль.

Другими словами, коэфф. отвечает насколько натурально и естественно смотрится объект под той либо другой лампой или освещением. Для вас это может быть и не имеет значения, вы все равно съедите апельсин или наденете платье, а вот художнику или фотографу такой параметр ой как важен.

Кстати, данный момент относится не только к процессу выполнения картины, но и к ее демонстрации в галереях.

И вдобавок это может сделать больше либо наоборот уменьшить продажи в гастрономах . Не каждый захочет приобрести подозрительно выглядящий лимон или остальной фрукт.
Хотя в действительности продукты будут полностью спелыми и здоровыми, но всю картинку повредит неверно подобранное освещение.

Точно аналогичным образом магазины могут и врать. Приобретаешь как бы с витрины привлекательные и спелые яблоки, привозишь их домой, разворачиваешь, а они уже не смотрятся так апетитно как в магазине.
Ухудшится за подобной небольшой период времени они разумеется не имели возможности, но необходимо отдать должное местному персоналу, который в отличии от вас, оказался знаком с понятием передачи цвета и выбором необходимого CRI.
Максимальное значение CRI=100. Конкретно такой показатель у солнца. У искусственных осветительных приборов чем он больше, тем лучше.

Разумеется классно иметь светодиодную экономную лампочку на 100% копирующую солнце. Но в первую очередь, это технически тяжело реализуемо, второе очень дорого.
При этом не путайте такие понятия, как «температура цвета» и «индекс передачи цвета». Это различные вещи.

К примеру два осветительного прибора могут одновременно иметь одну и ту же температуру, но передавать цвета при этом будут абсолютно по-разному.

Прежде чем конкретно перейти к индексу и его методам расчета, необходимо напомнить Что такое спектральный состав излучения. Ведь это как раз таки влияет напрямую на CRI.
Так вот, любой свет имеет в собственном составе одновременно несколько цветов. А все что нас окружает, поглощает или отображает такие цвета.

При этом предметы или растения которые кажутся зелеными, потому и обладают этой палитрой цветов, так как собственно зеленый они и отражают. Все другие цвета на их поверхности в данном случае поглощаются.
Хотя в основном, цвет сформировывается собственно в нашей голове. Это некое чувство. Каждый кто «получал в глаз», это скорее всего подтвердит ??

Предметы имеющие черный цвет, съедают фактически все падающее на них излучение. Вот и выходит, что если в источнике света или лампочке изначально не будет какого-то цвета, то исходя из этого и отражаться будет нечему.

Благодаря этому ярко-красное платье при солнечном излучении, в котором вы были неотразимы, под искусственным светом вертикальных сайдингов в клубе или ресторане, таким может уже и не являться.
Чтобы знать насколько выгодно ненастоящий источник освещения близок к солнечному, и выдумали показатель передачи цвета.
Как его можно определить и рассчитывается? Для его измерения берутся специализированные образцы или шаблоны цвета и сравнивается цветовой сдвиг с подопытным осветительным прибором.

Сначала было всего 8 шаблонов, но позднее решили добавить к ним еще 6, более сочных по цвету. Первые восемь образцов это база. Непосредственно они и берутся во внимание в расчетах.

Сравнивание сдвигов идет относительно солнца или как говорят иначе замечательного источника, подобного солнечному излучению. Общий процесс выглядит так.
Берется испытуемая лампочка или осветительный прибор, и свет от них по очереди направляется на каждый шаблон.

Дальше специализированными устройствами замеряется цвет, который приобрел шаблон.

После чего, эти же самые образцы освещают солнечным эталонным светом и снова проводят измерения.

Все что осталось — сопоставить разницу в цветах между первым и вторым облучением.

Когда выполнены все обмеры, высчитуют среднеарифметическое значение между восемью ключевыми шаблонами. В первую очередь сравнивают собственно 8, а не все 14.
Полная проверка происходит в некоторых случаях, но при этом, достаточно часто в измерения добавляют шаблон №9 — насыщенный красный.

Для чего это выполняется? Сравнивание с ним в ответе за естественность передачи оттенка кожи человека.
Наши глаза очень прекрасно реагируют на не натуральное изменение собственно данного оттенка. При плохом освещении, мы очень быстро замечаем бледность кожи и все ее недостатки (угри, воспаления и т.п.).

Есть доктрина, что это было заложено в нас изначально с доисторической эпохи. Когда мама могла по маленькому изменению цвета кожи, очень быстро определить, болен ее ребенок либо нет. Иных то способов не было.
При этом по оттенку лица, легко читались эмоции сородичей.

Хорошими значениями считаются коэффициенты передачи цвета от 90% и выше. При подобном свете, глаза не будут напрягаться и уставать, если вы даже выполняете какую-то непростую и небольшую работу.

Если у лампочки невысокая цветопередача (менее 80Ra), то все предметы смотрятся тускло. В результате теряется контрастность.

Отсутствие контрастности воспринимается нашим мозгом как потеря резкости. Он невольно начинает напрягать мышцы глаз, чтобы вернуть резкость в норму.
Отсюда возникает напряжение, быстрая утомляемость и даже головокружение.