Содержание
Назначение, поломки и замена отопительного прибора печки ВАЗ 2104–2107

Каким бы ни был надёжным автомобиль, со временем происходит неполадка той либо другой детали. Хозяевам ВАЗ 2104–2107 порой доводится встречаться с трудностью плохого обогрева салона либо с возникновением течи отопительного прибора печки. В данном случае необходимо разбираться с причинами, делать ремонт или замену изделия.
Что такое отопительный прибор печки автомобилей
Фактически каждый автомобиль оборудуется системой обогрева салона, в которой одним из важных элементов считается отопительный прибор. За счёт этой детали обеспечивается отбор тепла от охлаждающей жидкости и его дальнейшая подача в салон.
Где поставлен отопительный прибор печки на ВАЗ 2104–2107 и какие функции делает
Отопительный прибор печки на всех традиционных «Жигулях» располагается в специализированном коробе под передней панелью. Изделие собой представляет теплообменный аппарат, важная функция которого — теплопередача от теплового носителя (тосола) с дальнейшим распространением по салону. Этот узел работает также, как и ключевой отопительный прибор силового агрегата. Чтобы функционирование печки было корректным, нужен постоянный нагрев теплообменного аппарата. Обеспечивается он путём подсоединения отопительного прибора к системе охлаждения мотора с помощью трубок и резиновых патрубков и постоянной циркуляции жидкости при помощи насоса для воды (помпы).

Отопительный прибор печки на «классике» располагается в специализированном коробе под передней панелью
Устройство отопительного прибора печки
Теплообменный аппарат состоит из 2-ух бачков и медных либо металлических сот. Бачки соединяются при помощи пайки или герметика все зависит от самого материала изготовления детали. Ключевыми узлами печки кроме отопительного прибора являются вентилятор и блок управления, который состоит из рычагов и тросиков.

1 — дополнительный резистор скоростей мотора; 2 — кожух вентилятора; 3 — кожух направляющий вентилятора; 4 — пружинные кронштейны нижнего корпуса; 5 — корпус отопительного прибора; 6 — крышка воздухопритока; 7 — прокладка отопительного прибора; 8 — отопительный прибор печки; 9 —отрезки трубы ОЖ;10 — кран печки; 11 — крыльчатка электрического двигателя отопителя;12 — электрический двигатель отопителя;13 — пружинная защелка моторчика печки;14 — подушка моторчика печки;15 — заслонка боковых воздуховводов;16 — нижняя крышка (заслонка) печки, обдув ног
Воздух с наружной стороны идет через отверстие в капоте и поступает в выполненный из пластика кожух воздухоприемника, находящийся в подкапотном пространстве под ветровым стеклом. После поток воздуха поступает к теплообменному аппарату, который нагревается охлаждающей жидкостью (ОЖ). При обычное автомобиля или движении с небольшой скоростью в салоне включают вентилятор печки, который прогоняет через отопительный прибор прохладный воздух, таким образом нагревая его и подавая в салон.

Отопительный прибор печки состоит из бачков и сот, через которые двигается охлаждающая жидкость
При движении автомобиля с большой скоростью вентилятор можно не включать, потому как от встречного потока образовывается достаточное давление для нагнетания тёплого воздуха. Чем сильнее нагревается тепловой носитель, тем больше тепла отдаёт отопительный прибор. Уровень поступающей в теплообменный аппарат жидкости изменяется при помощи крана. Благодаря этому если имеется потребность скорректировать температуру в салоне, к примеру, сделать воздух менее горячим, кран перекрывается полностью или частично при помощи пластичной тяги и рычага.
Управление печкой самое простое. На центральной панели существует несколько рукояток:
- верхняя нужна для регулировки положения крана печки (влево — кран закрыт, вправо — открыт);
- средняя рукоять изменяет положение крышки воздухопритока, таким образом меняется интенсивность подачи тёплого воздуха;
- нижний рычаг обеспечивает регулировку заслонки воздушных каналов обогрева стёкол (положение вправо — поток воздуха идёт на боковые стекла, влево — на ветровое текло).

Управление печкой в салоне выполняется с помощью трёх рычагов, которые можно перемещать в горизонтальном направлении
Поломки отопительного прибора, их признаки и причины
Во время эксплуатационных работ автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107 с отопительным прибором печки могут появляться поломки, которые просят выполнения строительных работ. В основном, все проблемы сводятся к тому, что результативность обогрева салона уменьшается. Рассмотрим самые вероятные причины данного явления.
- Воздушная пробка в системе охлаждения. Такая поломку может появляться в результате замены узлов мотора, относящиеся к системе охлаждения либо тосола, из-за чего печка греет слабо, либо абсолютно не отдаёт тепло. Чтобы реконструировать трудоспособность отопителя, необходимо дать поработать мотору на высоких оборотах, чтобы выгнать воздух из системы.
- При кране который открыт печки магистраль остаётся перекрытой. Основой считается забив механизма запорного типа либо образование накипи, если применяется вода взамен антифриза. Проблему можно решить путём очистки или замены краника.
- Отопительный прибор остаётся холодным при полностью кране который открыт. Проблема вызывается поломками насоса для воды. Поломку тяжело не заметить, потому как мотор быстро перегревается, о чём говорит указатель на приборной панели. Если мотор прогрет до рабочей температуры (+90?С), а подводящий отрезок трубы печки остаётся холодным, возможен обрыв ремня генератора либо забив в подводящей трубке от помпы.
- Подводящий отрезок трубы горячий, а воздух из печки холодный. Эта проблема на традиционных моделях «Жигулей» — явление довольно регулярное. Основой являются забитые соты отопительного прибора, как правило выше применением взамен тосола воды либо использованием добавок для устранения течи. Отопительный прибор в данном случае требуется демонтировать и вымыть.

Печка может плохо согревать из-за причины забива сот как с наружной стороны, так и внутри
Проблемы с теплообменным аппаратом могут возникать не только в виде подачи холодного воздуха взамен горячего, но и возникновением течи. Выявить проблематику можно по появлению лужицы на полу, а еще по возникновению маслянистого налёта на боковых и лобовом стекле в ходе работы печки. Причинами могут быть:
- утечка ОЖ через краник печки;
- течь из отрезка трубы;
- протечка самого отопительного прибора.
В первые обоих случаях требуется замена изношенного элемента, а при появлении течи из отопительного прибора деталь нуждается в ремонте либо замене.
Если в системе охлаждения применяется тосол, а не вода, утечку ОЖ необходимо убрать в короткие сроки, потому как в жидкости содержатся вредные для человеческого здоровья вещества.
Как заменить и отремонтировать отопительный прибор печки ВАЗ 2104–2107
Если на ваших «Жигулях» появились проблемы с отопительным прибором отопителя, необходимо знать, как и в какой очередности делать ремонт.
Какие инструменты потребуются
В первую очередь, необходимо приготовить необходимые материалы и материалы:
- крестовую отвёртку;
- набор ключей;
- герметик;
- тару для слива ОЖ;
- новый теплообменный аппарат;
- чистую ветошь.

Для замены отопительного прибора печки понадобится крестовая отвёртка, ключи, герметик, чистая ветошь и тара для слива ОЖ
Как снять отопительный прибор печки
Работы по радиаторной замене на карбюраторных и инжекторных моторах проводятся одинаково. В первую очередь, необходимо слить ОЖ из системы охлаждения, для чего откручивают пробку на блоке мотора и сливают тосол в подходящую ёмкость. После чего можно приступить к демонтажу узла.
-
Ослабляем хомуты крепления подводящего и отводящего патрубков отопительного прибора печки в моторном отсеке и стягиваем шланги.

Открутив хомуты, стягиваем шланги с трубок отопительного прибора

Для снимания полки, расположившейся под бардачком, откручиваем два самосверлящего шурупа с правой стороны и один слева

С помощью ключа на 7 мм отворачиваем крепёж тросика управления краном отопителя

Чтобы снять нижнюю часть отопителя, потребуется поддеть отверткой 4 защёлки

Чтобы извлечь отопительный прибор, нужно только потянуть его на себя

От старого крана отделяем трубку и вынимают резинку уплотнения
Что бы проверить работоспособности краника можно по внешнему виду оценить состояние и размер отверстия прохода и то, как легко крутится рычаг.
Видео: замена теплообменного аппарата на примере ВАЗ 2107
Как убрать течь отопительного прибора печки
Если отопительный прибор отопителя ВАЗ 2107 или остальной традиционной модели «Жигулей» потёк, то убрать проблематику можно несколькими вариантами:
- заменить деталь на новую;
- применить специализированные присадки;
- отремонтировать устаревший теплообменный аппарат.
Если в первом варианте каких-либо проблем не будет, то к присадкам необходимо отнестись более тщательно. Это связано с тем, что подобные средства могут не только убрать течь, но и забить соты отопительного прибора. Благодаря этому деталь лучше отремонтировать. Если есть навык работы с паяльником, то при помощи пайки можно попытаться заделывать проблематичное место (исключительно на медном радиаторе).
Для работы понадобятся следующие материалы и материалы:
- припой и флюс;
- шлифовальная бумага;
- мощный паяльный аппарат (150–200 Вт);
- обезжириватель;
- ветошь.

Для пайки отопительного прибора понадобится припой и флюс либо паяльная кислота
После того как выполнен демонтаж отопительного прибора место течи можно будет выявить по цветному пятну в согласии с цветом тосола. Суть ремонта сводится к следующим действиям:
- очистка места течи наждачной лентой;
- обезжиривание;
- нанесение припоя при помощи паяльника.
Часто в качестве флюса применяется паяльная кислота.
Пайку также можно выполнить с помощью горелки работающей на газу. Отопительный прибор после ремонтных работ рекомендуется вымыть и проверить на герметичность.
Видео: пайка отопительного прибора печки
Промывание отопительного прибора
Для промывки отопительный прибор объединяют с смесителем воды с помощью шланга, после этого прогоняют воду до той поры, пока она не станет чистой. Чтобы проверить герметичность отопительного прибора, можно применять ручной насос для накачки шин или нагнетатель воздуха, при этом один выход теплообменного аппарата закрывают пальцем или заглушкой, а через второй качают воздух. Саму деталь нужно загрузить в ведро с водой. Если воздушные пузырьки отсутствуют, значит, ремонт прошёл удачно. В другом случае пайку повторяют либо просто заменяют деталь на новую.
Давление в отопительном приборе при проверке герметичности не должно быть более 1 кгс/см?.

Что бы проверить герметичности отопительного прибора в него подают воздух от нагнетателя воздуха или ручного насоса
Некоторые владельцы автомобилей для устранения течи применяют холодную сварку или герметик. Эти вещества наносят на заранее очищенную и обезжиренную поверхность по инструкции. Какому методу и средству предпочтение отдать, зависит исключительно от ваших собственных предпочтений.
Как установить теплообменный аппарат
Чтобы избежать протечек во время установки отопительного прибора лучше всего применять новые уплотнители и отрезки трубы. Монтаж выполняют в такой последовательности.
-
Устанавливают прокладку и прикрепляют подводящую трубку к крану и отводящую к отопительному прибору.

Во время установки отопительного прибора лучше всего применять новые уплотнители

На новый отопительный прибор устанавливают кран наряду с трубкой

Чтобы кран открывался и закрывался полностью, нужно выполнить регулировку троса

С целью улучшения герметичности на подводящую трубку перед стыковкой с отрезком трубы наносят чуть-чуть герметика

После ремонтных работ либо замены отопительного прибора печки делают заливку охлаждающей жидкости в систему
Когда сборочный процесс будет завершён, необходимо запустить мотор и дать ему поработать до той поры, пока температура ОЖ не достигнет рабочей. После чего следует проверять все соединения на наличие течи. По баку расширительному проверяют уровень тосола и, если требуется, делают доливку.
Выбор отопительного прибора
Если было выявлено, что отопительный прибор печки нуждается в замене, необходимо определиться с тем, как подобрать новую деталь. Сегодня в авторынке есть большой выбор теплообменных аппаратов, благодаря этому выбрать подходящий вариант иногда сложно. Деталь можно выбрать как за 500 руб., так и за 3 тыс. руб. Но можно подобрать изделие высокого качества и по подходящей цене. Необходимо отдавать предпочтение таким изготовителям:
- «АвтоВаз», «Пекар», «Лузар», ШААЗ;
- Oberkraft, Finord, Extra.

Медный отопительный прибор печки отличается лучшей отдачей тепла и ремонтопригодностью
При приобретении нового отопительного прибора внимание необходимо обращать на следующее:
- изделие хорошего качества не может стоить дешёво;
- у продавца следует требовать документ, чтобы уменьшить вероятность приобретения фальшивки;
- у отличного теплообменного аппарата соты должны находиться недалеко друг к другу.
Кроме сказанного во внимание стоит принять то, что деталь может быть сделана из алюминия или меди. Медные отопительные приборы обладают бесспорными хорошими качествами, которые обусловливаются большей тепловой отдачей и лёгкостью ремонта. Но из-за большой цены их используют все реже. Металлические не дорогие, малый вес, но на случай появления течи возобновление детали будет достаточно сложным. Благодаря этому, в основном, изделия из алюминия заменяют.

Отопительный прибор из алюминия стоит недорого медного, однако при появлении течи его нужно будет заменить
Если медный отопительный прибор можно запаять дома с помощью привычного припоя, то металлический аналогичным образом отремонтировать не получится.
Видео: какой отопительный прибор подобрать на «Жигули»
Определять поломки отопительного прибора печки на «Жигулях» очень просто, как на первый взгляд кажется. Если с теплообменным аппаратом появились проблемы, то для их устранения необязательно обращаться в сервис: работу можно сделать самостоятельно, заранее познакомившись с пошаговыми руководствами.