Содержание
Славянские мифические создания: привлекательные и пугающие

Славянские мифы заселяли не только по-детски наивные и добрые домовые, бестолковые кикиморы и водяные. В бестиарии древних славян было много существ, пугающих не меньше, чем боги древности Лавкрафта.
Мифические создания древних славян
Ночница, или полуночница, — это злобный дух, которого представляли как мрачную и уродливую представительницу прекрасного пола с тёмной кожей. У конкретных народов ночница также наделялась длинными и острыми когтями, а на территории современнейшей западной Белоруссии верили, что она может оборачиваться чёрным мохнатым червяком. Полуночница приходила, как несложно догадаться, ночью. Она была враждебно настроена в отношении к людям, особенно детям. Считали, что именно она ответственна за детский плач ночью, крики и плохой сон.

В большинстве случаев ночницы приходили не в одиночку, а по две-три особи
Но не нужно думать, что Днём славянскому человеку было нечего бояться. Полуденница (полудница) олицетворяла собой небезопасный знойный зазор в середине дня, когда солнце палит так сильно, что способна с легкостью лишить жизни заработавшегося в поле славянина. Считали, что правонарушителей полуденного отдыха она убивает на месте, отсекая голову. К забытым на улице детям полудница тоже не испытывала жалости — либо убивала их, либо забирала и подкладывала подменыша.

Полудницу в большинстве случаев представляли как блондинку с серпом, которым она и отсекает головы
Кстати, о подменышах. Эти персонажи появляются и в западной мифологии, допустим, у англосаксов, где подменами детей по большей части заведуют феи. В славянской мифологии подменыши тоже встречаются, причём их может оставить практически любое другое мифическое существо. Подменыши — это оборотни, которые принимают образ ребёнка и занимают его место в доме. Считали, что отличить подменыша можно по плохому или резко изменившемуся характеру, болезненности, очень высокому или пониженному аппетиту. Во множестве обществ не порицался отказ от такого ребёнка. Благодаря этому, если в семье и без этого было очень много ртов, то родители могли объявить одного из собственных чад оборотнем и оставить в лесной глуши. И это по-настоящему страшно.
Баба Яга — куда более многоплановый и интересный персонаж, чем можно подумать. Она много раз меняла собственную ипостась с положительной (помощницы и советчицы) на отрицательную (каннибал, злобная ведьма) и обратно. В наиболее широком смысле этот персонаж собой представляет объединяющее звено между миром живых и миром мёртвых. Баба Яга — это мудрая представительница слабого пола (необязательно старуха), которая умеет переступать границу между мирами и быть проводником для героя. Неспроста у неё одна нога — костяная.

В негативной ипостаси Баба Яга нередко похищает и съедает детей
Домовых в славянской мифологии было много, причём различались они между собой «специализацией». Были и традиционные домовые, живущие в середине дома для жилья и помогающие или мешающие хозяйке. Были и амбарники, обитающие в амбарах и сараях. Были и дворовые — заведовали придомовой территорией. Домовой во все времена был нейтральным существом, поведение которого зависело от отношения к нему. Всегда считали, что домовой любит уют и чистоту, а грязнуль и лежебок дразнит, щиплет, может даже убить. На домовых нередко сваливали удушье во время сна. Считали, что, если ночью сложно дышать, значит домовой чем-то недоволен. Наутро в качестве «откупа» ему оставляли у печки тарелку с молоком и хлебом.

В ранней версии домовой — не небольшой дух размером с котёнка, а крупное создание, которое хозяйничает, пока домовладельцы не видят
В славянской мифологии были и бесчисленные оборотни. Наиболее известные из них — это волколаки. Это люди (в большинстве случаев знахари или ведуны), которые умеют принимать образ волка. В отличии от западного представления об оборотнях, славянский волколак, в основном, хранит свободу воли и разум, но беседовать не умеет. Южнославянские народы перемешивают понятие упыря и волколака, у них один персонаж очень часто делает две функции (оборотничество и высасывание крови).
Вообще оборотничество — очень большая тема славянской мифологии. В сказках можно проследить этот мотив — нередко герой или его помощник оборачиваются по собственной воле. На протяжении определенного времени (благодаря христианству) мифы об оборотничестве приобрели отрицательный оттенок.

В различные времена представления про внешний вид волколаков сильно менялись — от очень больших бешеных зверей до обыкновенных волков, которые ничем не предоставляют собственную принадлежность к людям
Вий — это тоже персонаж славянского бестиария. Гоголь описывает его, опираясь на мифы, и знаменитый благодаря Н. В. Гоголю образ в основном отвечает представлениям древних славян. Вий — это существо из преисподней, чей взгляд способен убить (в этом он схож с василиском). Его глаза закрывают очень большие, непомерно длинные веки и реснички. Поднять их собственными силами вий не может, а поэтому рядом с ним в большинстве случаев находится свита приспешников (как минимум двое), которые вилами поднимают его веки.

Вий упоминается в сказке «Иван Быкович» как благоверный ведьмы
Верлиока — сказочный персонаж, где есть у него чётко отведённая роль. Это стереотипный громила-разрушитель, не выделяющийся умом и смекалкой, но обладающий большой физической силой. Верлиоку изображали и описывали как человека очень большого роста, с широченными плечами, с одним глазом (не уточняется, находится этот глаз по самому центру лба либо нет), с крючкообразным носом и косматой бородой. В традиционной сказке про Верлиоку он убивает старуху и 2-ух её внучек просто руками, после этого герой (или компания героев) убивают его, используя ухищрение.

Верлиоку нельзя одолеть, надеясь лишь на силу
Кикимора, наперекор распространённому представлению, жила у древних славян не на болотах, а в домах и во дворах. Этим существом становился человек, умерший «неверной» смертью: самоубийца, ребенок, проклятый. С наружным видом кикиморы все тяжело — её могли описывать и как безобразную старушку, и как девушку с длинными косичками, и как тощего мужчину или старика. Но всё таки за ней закрепился образ тощей представительницы прекрасного пола с вытянутым, как у утки, лицом, растрёпанными волосами и длинными руками. Кикимора в большинстве случаев появлялась в домах, где что-то шло неблагополучно. Она общалась с близкими при помощи стуков или обыкновенной человеческой речи. Однако в основном она не разговаривала, а занималась всяким непотребством — бросала и била вещи, душила жителей дома во время сна, пугала взрослых и детей внезапным возникновением в жутком обличье.

Кикимора в большинстве случаев была невидима, и узнать её присутствие можно было лишь по подозрительному шуму в доме
Славянская мифология куда более обширна и примечательна, чем можно сосчитать. К несчастью, достоверных фактов и изображений героев сбереглось очень мало, но и этого довольно, чтобы составить более полное представление о древнем бестиарии славян.