Содержание
Диагностика поломок и ремонт фена для волос собственными руками

Без приувеличения необходимо заявить, что фен живёт сегодня в любом доме. Этот мягко жужжащий аксессуар, дующий тёплым воздухом, насовсем вошёл в женственный арсенал, стал предметом острой необходимости и применяется не только для сушки волос, но еще для укладывания и создания конкретных стилей причёски. Но порой приходит время, когда в середине фена что-то начинает безобразно хрустеть, волна тёплого бриза преобразуется в северный ветер, а внутренний голос настоятельно подсказывает, что необходима срочная починка.
Конструкция фена для сушки волос
Значительное устройство всех фенов можно считать похожим. Разобраться с ним под силу любому человеку, владеющему отвёрткой и базовыми школьными познаниями об электротехнике.
Каждый фен состоит из четырёх весомых частей:
-
Электрический мотор. Двигатели бывают разных видов — на 12, 24 или 36 вольт. Это сделано для того, чтобы уберечь пользователя. Ток из сети имеет напряжение 220 В и считается опасным для человеческого здоровья. С помощью электронной схемы происходит понижение напряжения, вследствие чего крыльчатка, нагнетающая воздух к соплу, работает от маленького мотора постоянного тока, который полностью не опасен для человека.

Фен работает от электрического двигателя, к которому подаётся пониженное питание из соображений безопасности

Крыльчатка забирает воздух через щели в корпусе фена и гонит его в сторону сопла

В усовершенствованных моделях фенов установлено несколько спиралей для обеспечения работы устройства в 2-ух или трёх режимах нагрева
Нужно сказать, что результативность прибора в общем зависит от слаженности работы всех конструктивных элементов. Если, к примеру, воздуховод забит и быстрота потока замедлена, спираль в первую очередь начнёт сильно греться, а это повлечёт либо выход её из строя, либо очень высокую температуру исходящего потока. Нарушение работы электронной схемы может привести к падению напряжения на электромоторе, благодаря чему фен будет работать не в всю мощность.
Первое упоминание о фене связано с именем французского мастера по прическам Годфруа (A. Godenfroy). Только он в 1888 г. предложил собственным клиентам сушить волосы с помощью запатентованного устройства, работающего от «любого теплового источника». В 1908 году популярная берлинская электротехническая фирма AEG оформила торговую марку «Фён», что если перевести с немецкого означало «тёплый альпийский ветер». Первые приборы были очень громоздкими и тяжёлыми, корпус состоял из металлического кожуха и весил около двух килограмм.

Прототипы современного фена были большими и тяжёлыми
Допустимые поломки фена и их удаление
К несчастью, техника имеет особенность ломаться. И часто — тогда когда этого совсем не ждешь. Даже модели подороже, выпускаются уважаемыми фирмами, могут поломаться. Основой этого может стать как несоблюдение эксплуатационных правил, так и независящие от человека факторы. К примеру, перепады напряжения в сети, играющие дети или животные которые живут дома, у которых режутся зубы. Ситуации могут быть самыми разными, однако в любом случае не стоит экстренно бежать в магазин за приобретением нового прибора. Возможно, разобравшись в причине неисправности ближе, можно реконструировать нормальную работу фена без дополнительной помощи, собственными руками.
Нижеследующая информация о ремонте не относится к моделям нового поколения, оборудованным ионизаторами воздуха и инфракрасными излучателями. Устройство подобных фенов намного труднее, ремонтировать дома их не рекомендуется.
Отсутствие питания
При появлении поломок в работе в первую очередь необходимо обратить собственное внимание на состояние сетевого шнура и провести его зрительный осмотр. Он не должен греться в ходе работы. Если на нём есть какие-нибудь повреждения изоляции, переломы или вздутия, необходимо проверить, поступает ли ток к прибору.

Фен может не включаться из-за повреждения изоляции кабеля
Для этого необходимо:
-
Разобрать корпус и с помощью индикатора напряжения испытать контакты питания в середине фена. Для разборки требуется отыскать и открутить все винты на кожухе. Порой помимо них используются защёлки — их необходимо бережно разделить таким образом, чтобы не разрушить хрупкую пластмасу. В большинстве моделей саморезы закрытые декоративными заглушками или наклейками. В этом случае их осторожно снимают, подцепив отвёрткой за край. Прежде чем демонтировать фен, не забывайте выключить его от сети, выдернув шнур из розетки.

Открутив все винты, необходимо осторожно поддеть пластмассовые заглушки и разделить корпус

Следует проверять все контакты на обугливание или на изменение цвета, которое также считается показателем неверной работы цепи питания
При обнаружении повреждений контакты необходимо почистить ножиком или шлифовальной бумагой, но только не мокрой тканью. Порой этого довольно, чтобы реконструировать нормальную работу прибора.
Включить прибор на пару секунд в сеть. При этом клавиша включения должна быть в положении «Выкл.» или Off. Что бы проверить наличия напряжения поднести указатель обоим клеммам кнопки.

Если на проверяемом контакте есть «фаза», лампочка индикатора загорится
Замечательным решением проблемы повредившегося шнура питания будет замена его на новый. Однако если заменить провод возможности нет, можно выйти из положения, зачистив «плохие» контакты и объединив их с помощью скрутки. Место соединения необходимо тщательно заизолировать диэлектрической клейкой лентой.

Если вы устранили повреждение шнура питания, объединив провода вскрутку, в первую очередь обмотайте открытое место изоляционной лентой
Если проблема в кнопке, её необходимо очистить и подтянуть винты крепления клемм. В исключительном случае можно на время выключить кнопку, объединив провода напрямую. В данном случае мотор включаться будет сразу же после подключения шнура к розетке.

Если кнопка управления феном поломалась, до приобретения новой детали провода можно объединить напрямую, правда, при этом некоторые режимы прибора перестанут работать
Не работает вентилятор
Весьма распространа причина остановки вентилятора — волосы. В ходе работы фен затягивает очень маленькие волоски в середину и они накручиваются на ось пропеллера. На протяжении определенного времени вращение затормаживается и в конце концов заканчивается вообще. Понятно, что лучше иногда очищать вентилятор и не доводить ситуацию до критичной. Тем более что сделать это легко — пинцетом или маленькой щёткой извлечь волоски из крыльчатки не будет составлять огромного труда.

С наружной стороны можно очистить отверстия для воздухозабора, а Для того чтобы добраться до вентилятора, стоит разобрать корпус
Параметром правильной работы вентилятора служит свободное вращение пропеллера на оси мотора.
Если ситуация повторяется часто, необходимо тщательно исследовать вторую сторону воздушной трубы. Возможно, повреждена решётка воздухозаборника и через неё проникает очень много инородних предметов. Выйти из положения можно, приклеив на решётку москитку или марлю, но держаться она должна прочно, чтобы её не засосало в середину. В большинстве моделей предполагается входной воздушный фильтр. Возможно, настало время его очистить или заменить.

Фильтр размещён в задней части фена, со стороны воздухозаборника
Исходящий воздух не нагревается
Спираль считается одним из очень слабых мест всех фенов. Не обращая внимания на то, что современные ТЕНЫ достаточно надёжные, на них максимально влияет исправное состояние всех других конструктивных компонентов. Отлично, если в приборе рассчитано автоматическое выключение спирали во время перегрева. Если же нет, то сгореть она может если, например, забился пропеллер или неисправен электрический мотор. Первым признаком увеличения нагрузки на спираль служит выраженный аромат гари, который появляется во время работы фена.
Аромат может сохраняться и после выключения прибора, что говорит про необходимость проверки исправности электрического мотора.
Иным неявным доказательством очень большого нагрева спирали послужит высокая температура корпуса. Разогреваться он не должен. Ненормальное температурное увеличение говорит о неисправности.

Во время перегрева нагревательная спираль разрывается
Ремонт элемента нагрева также начинается с разборки фена. Очень часто разрыв виден невооружённым глазом. Если повреждение не носит полный характер (оплавление приличных участков или разрывы в некоторых местах), убрать его очень легко. Необходимо только опять объединить концы спирали. Наиболее целесообразно, разумеется, их спаять, однако если особых навыков нет, можно жёстко скрутить, сжав соединение плоскогубцами. Так как нихромовая проволока очень тонкая, при включении на стыке образуется микроэлектрическая дуга и концы спирали свариваются.
Важно не только реконструировать целость нагревателя, но и найти причину, приведшую к перегреву. Иначе достаточно быстро все повторится. Если вскрытие показало, что спираль повреждена в некоторых местах, лучше заменить её полностью. При этом выбирать элемент нагрева необходимо такой же компании-изготовителя, что и фен.
Интересно, что возникнув как парикмахерский аксессуар, фен вскоре нашёл использование в таких ветвях хозяйства, как строительство и электромонтажная пайка. Технические фены используются в большинстве процессов обработки материалов для строительства, для ускорения процесса просушки, нагрева составов клея, термоусадочных трубок и т. д. Сегодня даже для розжига углей в мангале используют специализированный высокотемпературный фен.
Видео: разборка и ремонт фена Maxwell
Проблемы с электрическим двигателем
Мотор предназначается для вращения вентилятора. В большинстве случаев в хорошем фене есть клавиша переключения скоростей, с помощью нее подбирается подходящий режим воздушной подачи. Управление происходит благодаря изменению силы тока, подаваемой на мотор. Для этого в середине корпуса расположена электронная схема, которая тоже, кстати, может поломаться.

Электрический привод вентилятора фена обеспечивает его вращение на различных скоростях в зависимости от подобранного рабочего режима
Отличительными признаками испорченного мотора являются треск при включении и неравномерность работы. Сухие разряды появляются вследствие пробоя изоляции обмоток. Порой слышен гул в середине прибора, но вентилятор не крутится. Вероятно появление запаха горелой проводки.

ДПТ имеет пару обмоток, обрыв которых признана самой частой основой выхода его из строя
Ремонт мотора дома достаточно затруднён. Это связано с его небольшими размерами и необходимостью использования специализированных приборов для диагностирования. Если же сгорели якорные обмотки, то перемотать их можно, только применяя специализированные устройства. Намного легче просто заменить испортившуюся деталь. Здесь необходимо только бережно извлечь устаревший мотор, а на его место встроить новый.
Видео: как разобрать и отремонтировать фен Scarlett
Поломки управляющего блока
Работа всех узлов в середине фена взаимосвязана. И ключевым координирующим звеном считается электронный блок управления. Помимо трансформации электрического тока в постоянный он выполняет изменение рабочих режимов мотора, изменяет степень накала спирали. Схема практически очень простая, но профессионально разобраться в ней может только мастер.

Электронная схема расположена возле кнопок управления в середине рукояти
Из-за скачков напряжения в сети, нарушение эксплуатационных правил или проникновения влаги на электронную плату может появиться нарушение правильной работы блока. Зрительно это выражается в изменении внешнего вида деталей. Конденсаторы изменяются, вздуваются. Сопротивления (резисторы) становятся темными и обугливаются. Соединительные дорожки на монтажной плате могут оплавиться и разорваться. Если есть наличие запасных радиодеталей и паяльного оборудования можно произвести замену и реконструировать работу электроники. Но вполне можно заменить блок и полностью.

Для работ по ремонту электронной платы нужно иметь специализированные приборы и квалификацию
Если говорить о порядке диагностики поломавшегося прибора, то её следует проводить по принципу «от обычного к сложному». Это означает, что сначала необходимо осмотреть механическую часть (шнур, кнопки, крыльчатку). После — электрическую, проверить целость соединительных проводов, контакты и клеммы, работу электрического двигателя и спирали. И, напоследок, сделать ревизию электроники — управляющего блока, остальных систем и блокировок. Если осмотр микросхемы не дал вразумительных результатов, её проверяют с помощью тестера.
Видео: ремонт и диагностика фена
Как снять крыльчатку вентилятора
Очень часто в фенах повреждаются лопасти крыльчатки. Это происходит понемногу, по мере накопления стороннего мусора, затягиваемого потоком воздуха через сепаратор. Как то кол-во чуждых помех превосходит критическое состояние и лопасти трескают. Происходит это во время включения прибора, когда мотор увеличивает обороты и вращательное усилие становится самым большим.

По мере накопления мусора и пыли в середине фена лопасти вентилятора испытуют все большее сопротивление во время вращения и, напоследок, могут поломаться
Первым признаком поломанной крыльчатки считается возникновение вибрации. По мимо этого, можно услышать, как трещат осколки пластика в середине корпуса. Если это произошло, крыльчатка подлежит замене. Необходимо снять кожух с защитной функцией, тщательно осмотреть устройство крепления пропеллера к мотору. В разнообразных моделях соединения могут быть очень разными. Однако принцип, в основном, один — ось крыльчатки напрессована на привод электрического мотора. Во многих случаях её легко снять, осторожно поддев отвёрткой. Порой для этого необходимо извлечь мотор с пропеллером из корпуса и уже после чего отсоединить лопасти.
Все работы по ремонту проводятся исключительно при отключённом питании домашней техники. Это прекрасная гарантия безопасности. Если фен находится на гарантийном обслуживании, все текущие проблемы рациональнее решать в специальных организациях. Ремонт своими руками и плохая эксплуатация отменяет гарантию изготовителя. Перед тем как применять прибор, будет полезно хорошо познакомиться с советами предприятия-производителя.