Содержание
Как выжить в падающем лифте

Страх упасть в лифте — не редкость для городских жителей. Он лежит в основе мифов о подходящих способах спасения и подогревает интерес пытливых умов к поиску настоящих вариантов, которые помогли бы выжить.
Вероятность спасения в сорвавшемся подъёмнике
Конструкция кабины учитывает разные варианты аварийного замедления и остановки, но, это не гарантия абсолютной безопасности. Результат аварии зависит:
- от высоты;
- исправности и изношенности механизма;
- действий пассажира.
Первую систему экстренного торможения разработал и ввёл в эксплуатирование Элайша Грейвс Отис. Плоская пружина, через какую был пропущен подъёмный канат стальной, выпрямлялась под тяжестью падающего лифта и застопоривалась в зазубринах, размещенных по краешкам подъёмника.
Пружина Отиса стала примером современных ловителей. Они монтируются на противовесе или кабине, захватывают направляющие и не дают возможность конструкции сорваться, не зависимо от того, на каком этаже случилась авария. Быстроходные и скоростные лифты оборудуются ловителями плавного торможения, чтобы уменьшить травмоопасность экстренной остановки механизма. Аналогичные системы ставят в медучреждениях. Если под шахтой холл, коридор или помещение для жилья, то для усиления безопасности применяются два ловителя, которые, со своей стороны, приводятся в действие после срабатывания ограничителя скорости. Он принимает сигнал о превышении предельно возможной скорости и блокирует движение лебёдки.

После активации ограничителя скорости, две обоюдно противоположные пластины ловителя прочно сжимаются, удерживая кабину лифта на направляющем рельсе или лебёдке в шахте
Подобными элементами безопасности обязательно оборудуются все подъёмники, благодаря этому сама вероятность падения остаётся невысокой. Во всех отдельных случаях опасность растёт:
- при сильном износе механизмов лифта, также по окончании эксплуатационного срока;
- превышении допустимой грузоподъёмности;
- неразумном поведении пассажиров: раскачивании кабины, подпрыгивании.
Во время аварии шансы сохраняться в большинстве случаев зависят от высоты падения. Чем выше находится кабина, тем быстрее она разгонится и сильнее ударится о днище шахты. Скорость может достигать 70 километров в час и более, что можно сравнить с движением автомобиля на оживлённой трассе. В подобной конструкции человеческое тело находится в свободном падении, благодаря этому при резкой остановке на себя принимает сильный удар.
Уже на третьем этаже серьёзно увеличивается риск травмоопасности при падении в лифте. С каждым новым пролётом опасность возрастает — переломов и сильных ушибов мягких тканей практически избежать не пулучится. Неудачное положение тела во время приземления кабины содействует компрессионному перелому позвоночника. Чем больше высота, тем меньше шансов на спасение.
В 1945 году работница Эмпайр-стейт-билдинг Бетти Лу Оливер упала в лифте с 75-го этажа из-за оборвавшихся тросов, но выжила. До этого времени не известно, что именно помогало её спасению: буфер из мотка тросов или, появившаяся из-за быстрого падения, воздушная подушка. Данный случай занесён в Книгу Рекордов Гиннеса.
Как спастись, если кабина летит вниз
Нередкая рекомендация в подобной ситуации — спрыгнуть за секунду до столкновения с основанием шахты. Навеянная голливудскими историями, эта доктрина разбивается о законы физики и реальность, которая не дает возможность определить момент подскока. Это действие, со своей стороны, происходит для замедления падения самого пассажира. Но необходимо помнить — человек двигается с подобной же скоростью, что и лифт. Оттолкнувшись от пола, он уменьшает данный показатель на 3–5 километров в час, что не спасает при среднем движении сорвавшейся кабины 75–85 километров в час. Более того, подскочив в свободном падении, вы подвергаете себя риску стукнуться головой о потолок и создаёте дополнительные условия для получения многочисленных травм.

Прыжок в падающем лифте не поможет спастись от травм — это миф
Очередной вариант — присесть на полусогнутых ногах. Предполагается, что природная подвижность суставов амортизирует удар и даст возможность сберечь позвоночник. Спасти это может при падении с маленькой высоты — 1–2 пролёта. Но и вот тогда нет гарантии от вывиха или перелома костей ног. На высоте 10–15-го этажа подобное положение ухудшит допустимые результаты!
В инструкции по эксплуатированию лифта в черезвычайных ситуациях рекомендуется присесть на корточки, сгруппироваться и упереться руками в пол. Тело при этом будет в полурасслабленном состоянии. Если в кабине есть поручни, прочно схватитесь за них. Эти рекомендации также важны для подъёмников в невысоких зданиях.

На маленький высоте возместить силу удара от падения поможет упор присев
3-ий и наиболее эффективный вариант спасения в падающем лифте — лечь на пол, пытаясь занять как можно значительную площадь. Это даст возможность разделить силу удара одинаково по всему телу и уменьшить вероятность переломов. Однако у такого способа существуют минусы:
- мягкие ткани все равно повредятся;
- под ударом окажется мозг — сотрясения тяжело избежать, даже в том случае, если под головой сложить руки или удерживать сумку;
- в момент столкновения пол кабины может развалиться на куски, что будет причиной глубоких порезов и переломов;
- из-за состояния невесомости, в котором находится падающий в лифте человек, прижаться к поверхности пола сложно.
Не обращая внимания на эти все невидимые моменты, мастера полагают такое заключение самым настоящим, с точки зрения своих шансов на выживание в падающем лифте.
В определенных источниках рекомендовано ложиться на живот, лицом вниз, однако при столкновении с дном шахты это способно привести к травмам органов находящихся внутри, переломам грудной клетки и лицевых костей, так как в первый момент вас на большой скорости прижмёт к поверхности пола.

При падении кабины в шахту с маленькой высоты, можно лечь на живот, но голову стоит покласть на скрещенные руки или сумку, чтобы чуть-чуть ослабить удар
Видео: единственный вариант выжить в свободнопадающем лифте
Избежать повреждения после падения лифта как правило невозможно. В то же время сама вероятность этого падения мала, благодаря техническому оснащению подъёмников ловителями и ограничителями скорости. Если же кабина всё-таки срывается вниз, лучше лечь на пол, подложив под голову одну руку, а второй прикрыв глаза от попадания осколков.