Как извлечь обломанный болт причины, виды, способы

Содержание

Поломался болт: как выкрутить без повреждения внутренней резьбы

На чтение: 4 минуты Не хватает времени?

болт

Во время проведения ремонта автомобиля кроме устранения поломки необходимо решать и дополнительные проблемы. Самая частая проблема, с которой встречаются автолюбители и слесари, это облом головки болта. Что же делать в этом случае? В обзоре редакции HouseChief.ru обговорим, почему происходит облом болта и какими способами выкрутить его, не повредив внутреннюю резьбу.

Читайте в публикации

Причины и виды «обломов» болта

Есть несколько причин, по которой болт может поломаться при выкручивании. Очень часто с этой проблемой встречаются хозяева старых автомобилей или тех, которые неверно эксплуатировались или хранились. Самая популярная причина облома головки болта – приложение чрезмерных усилий при его выкручивании. Это происходит, если метиз «прикипел». Внешне это фактически неприметно, и только стараясь выкрутить болт специалист понимает, что резьба не проворачивается. Часто метиз ломается из-за ржавчины, которая возникает вследствие его постоянного контакта с влагой и агрессивной средой. Со своей стороны это приводит к неодинаковому изнашиванию болта и его неисправности тогда когда этого совсем не ждешь.

извлечь

Коррозия – одна из причин обломки болтов при выкручивании

«Обломы» болта бывают разнообразными, но весьма сложные по решаемости, когда метиз «срезается» заподлицо или в середине крепёжного соединения в виде резьбы. Сильно повезет, если метиз поломается над поверхностью агрегата, и он может быть извлечен с помощью отвёртки, клещей, сварки и т.п.

Способы извлечения обломанного метиза

Перед тем как приступить к выкручиванию обломанного болта, нужно почистить поверхность от смазки, ржавчины и т.д. После необходимо оценить характер облома метиза для определения способа его извлечения. Соединение с резьбой рекомендуется обработать «отработкой» или аэрозольной смазкой WD-40. Так же для снимания напряжения можно пару раз ударить по месту облома молотком или прогреть его паяльной лампой, при условиях, что рядом нет резины, ткани, пластика и т.п.

обломать

Перед извлечением обломка болта Обработайте его аэрозольной смазкой WD-40

Способ №1: молоток и шлицевая отвёртка

Такой способ извлечения неисправного болта считается наиболее простым, хотя он и не всегда используем. Во многих случаях при обломе метиза остаётся торчащий кусок, за который можно ухватиться плоскогубцами или упереться отвёрткой. Если это наш вариант, то упираем под угол в обломок шпильки шлицевую отвёртку и, стуча по её рукоятке молотком в сторону вкручивания, бережно проворачиваем останки болта. Аналогичный способ подходит, если для выкручивания метиза не потребуется приложение больших усилий, в другом случае имеет смысл воспользоваться следующим вариантом.

Способ №2: зубило взамен отвёртки

Такой способ выкручивания обломанного болта похож на прошлый вариант, исключительно в качестве шлицевой отвёртки применяется зубило. Преимуществом применения этого слесарного инструмента считается увеличенная его площадь рабочей части. Зубило позволяет вывернуть болт намного быстрее и с минимальными усилиями, тем более если площадь излома очень большая.

обломать

Подобный с идущим до этого вариант, исключительно в качестве отвёртки применяется зубило

Способ №3: керн и молоток

В том варианте если болт обломался ниже головки или конкретно у резьбы, то выкрутить его при помощи описанных выше способов не выйдет. Помочь в решении этой проблемы поможет керн. Уперев инструмент в место облома болта, начнем влиять не него молотком. Из-за особенной формы наконечника керна металл начинает изменяться и возникает неровность, за которую можно ухватиться плоскогубцами или клещами и начать выворачивание неисправного метиза без нарушение целостности резьбы.

Способ №4: применение сварки

По мнению множества автомобилистов, такой способ считается наиболее быстрым и практичным, хотя для его применения требуется наличие аппарата для сварки, который, однако, попросить можно у друзей, соседей по гаражу или взять на прокат. Вариант подходит, если обломок болта выступает над поверхностью агрегата. Суть этого варианта состоит в том, что на выступающую над поверхностью часть метиза наваривается гайка. Удерживая плоскогубцами гайку, следует приложить её к обломку болта с меньшим сдвигом в сторону. Свариваем их вместе изнутри гайки и как только место соединения остынет выворачиваем болт с помощью рожкового ключа.

болт

Наваривается гайка на обломавшийся болт

извлечь

После того как остынет окалины ключом выкручиваем обломок болта

К сведению! Для того чтобы воспользоваться этим способом нужно, чтобы гайка была на пару единиц больше обломанной шпильки болта. К примеру, если обломавшийся метиз был на 10 мм, то необходимо взять гайку на 12 мм. Это нужно для лучшего закрепления и увеличения площади сварки.

Способ №5: использование экстрактора и метчика

В том варианте если все описанные выше ситуации не помогли или нет возможности ими воспользоваться, то воспользуйтесь специализированным экстрактором. Для использования данного инструмента необходимо в самом центре обломка болта с помощью керна сделать углубление, чтобы в ходе работы сверло не «ушло» в сторону. Сверло по диаметру должно быть меньше шпильки болта и подходить размеру экстрактора. Итак, бережно высверливаем обломок, ввинчиваем инструмент до конца и выкручиваем неисправный болт.

болт

Высверливается тело болта

обломать

Ставится экстрактор

извлечь

Выкручивается обломок болта

Есть дополнительный вариант, схожий на предыдущий, исключительно в качестве экстрактора применяется метчик для левосторонней резьбы. Также создаем отверстие в обломке, режем резьбу и закручиваем подходящий по размерам болт. Когда метиз будет закручен полностью до конца, то автоматично начнёт выкручиваться обломок старого болта.

обломок болта

Аналогичный способ убирания, как и с экстрактором, только применяется метчик с левосторонней резьбой и другой болт

Способ №6: высверливание обломка

Наверное, это самый трудоёмкий способ извлечения обломанного болта, требующий конкретного опыта и терпения. К нему прибегают, если все предыдущие варианты не подойдут. Для начала по самому центру обломка тонким сверлом выполняют отверстие, потом его понемногу увеличивают, пока не останется тонкая стенка между внутренней резьбой и шпилькой. После останки болта бережно ломают и вынимают. Тут необходимо быть предельно внимательным и аккуратным, чтобы не повредить внутреннюю резьбу, иначе все усилия по извлечению обломка окажутся напрасными.

обломать

Практически полностью высверливается обломок болта

причина

Останки бережно выбиваются отвёрткой

Пару слов на последок

Мы разобрали несколько вариантов извлечения обломанных болтов. Каждый из них используется для каждого определенного случая в зависимости от трудности задачи и имеющегося инструмента. Какой из этих вариантов будет подобран, решаете именно вы. Надеемся, что рекомендации наших экспертов были для вас полезны. Если у вас имеются собственные варианты решения проблемы, то поделитесь ими с нами и нашими читателями в форме для комментариев.

Добавить комментарий