Содержание
Для будущих такелажников и операторов понимание того, как правильно использовать стропы и выявлять недостатки строп при осмотре перед использованием, имеет первостепенное значение.
Поскольку стропы обычно работают с грузами в не самых лучших условиях и в сочетании с оборудованием разного возраста, при их использовании всегда следует проявлять особую осторожность. Соблюдение ряда общих правил эксплуатации обеспечит безопасность подъема и снизит вероятность повреждения стропа. Если вы хотите купить качественную и надежную таль для такелажных работ, посмотрите ассортимент в магазине https://traiv-komplekt.ru/catalog/categories/takelazh/.

В целом, вес груза всегда должен быть в пределах номинальной грузоподъемности стропа, углы наклона стропа должны быть не более 45 градусов, а также следует избегать ударных нагрузок. Любые острые углы, соприкасающиеся со стропом, должны быть защищены, так как в противном случае края предмета могут врезаться в строп.

Стропы нельзя укорачивать или удлинять путем завязывания узлов, скручивания или с помощью канатных зажимов, если только такая практика не одобрена производителем. При хранении строп всегда следует выбирать место, которое не будет подвержено механическим повреждениям, коррозионному воздействию, влаге или сильной жаре.

Существует три основных типа стропов, каждый из которых имеет свои преимущества.
Канатные стропы
Известные своей высокой прочностью и гибкостью, канатные стропы изнашиваются не так быстро, как другие типы. Сердечник, проволока и прядь представляют собой три компонента, из которых состоит канатный строп.
Сердечник служит основой, которая удерживает канат вместе, и состоит либо из волокна, либо из проволочной пряди, либо из независимого каната, причем последний вариант является самым прочным. Проволоки обычно изготавливаются из углеродистой стали и укладываются спирально вокруг сердечника, образуя прядь. Как правило, прядь состоит из 16-26 проволок, при этом шесть прядей, вращающихся вместе по часовой стрелке, образуют канат.
Любой канат подвержен усталости от напряжения изгиба во время использования. Чтобы избежать усталости, проволоки должны многократно изгибаться под нагрузкой, например, когда канат проходит через шкив, без признаков износа или деформации.
Канат, изготовленный из большого количества проволок, обладает большей усталостной прочностью, чем канат аналогичного размера, изготовленный из меньшего количества крупных проволок, так как мелкие проволоки легче гнутся при прохождении каната через шкивы или вокруг барабанов.
Поскольку канатные стропы постепенно теряют прочность по естественным причинам, операторы и такелажники должны определить безопасную рабочую нагрузку каната перед его использованием. Это достигается путем деления разрывной прочности каната на пять, что обеспечивает запас прочности при использовании нового такелажного оборудования.
Ежедневный осмотр канатов перед использованием имеет первостепенное значение, при этом человек, использующий строп, должен проводить визуальный осмотр. В первую очередь он должен искать оборванные проволоки, сильные локальные потертости, задиры и деформированные концевые крепления. Также следует обратить внимание на перекручивание, коррозию или другие повреждения, приводящие к постоянной деформации каната, и в результате такого износа канат должен быть выведен из эксплуатации.
Стропы из синтетического полотна
Податливые и способные облегать форму, синтетические стропы состоят из нейлона или полиэстера. Чаще всего используются нейлоновые стропы, которые имеют упругую растяжимость в 6 процентов при отмеченной мощности. Полиэстеровые стропы растягиваются на 3 процента, что обеспечивает амортизацию при внезапном ударе. Размер любой из синтетических строп определяется шириной полотна.
Несмотря на свою гибкость, эти стропы чувствительны к нагреву и никогда не должны подвергаться воздействию температуры, превышающей 180 градусов по Фаренгейту. Их также не следует использовать в местах, подверженных радиации. Вместо них в таких случаях следует использовать металлические сетчатые стропы, способные выдерживать абразивные или горячие нагрузки.
Операторы, осматривающие стропы, должны сначала найти любые признаки обесцвечивания ткани в результате плавления, обугливания или воздействия щелочи. Любая часть стропа с такими повреждениями является достаточным основанием для снятия стропа с эксплуатации.
Если на стропах обнаружены дыры, разрывы или порезы, необходимо принять решение о выводе стропа из эксплуатации. Осмотр внутренних нитей стропа определит, какие действия следует предпринять. Если обнаружены признаки износа или повреждения, строп нельзя использовать, так как внутренние нити составляют 80 процентов прочности стропа. Если обнажена красная предупреждающая нить, строп необходимо снять.
Также следует обратить внимание на появление потрепанных волокон на поверхности стропа, так как это признак чрезмерного абразивного износа, обычно вызванного проскальзыванием груза в стропе.
Не следует использовать стропы с узлами, так как они снижают грузоподъемность стропа. Разбитые или изношенные швы в несущих нагрузку соединениях также могут привести к значительному снижению грузоподъемности стропа.
Цепные стропы
Цепные стропы, изготовленные из легированной стали, лучше всего подходят для подъема тяжелых грузов и выдерживают высокие температуры; однако их необходимо тщательно осматривать и использовать, поскольку поломка одного звена цепи может привести к несчастному случаю.
При поиске дефектов обратите внимание на общую длину цепного стропа и определите, соответствует ли она длине, указанной на контрольной бирке. Если строп короче или длиннее с учетом допустимых допусков, его необходимо вывести из эксплуатации.
Проверка главного звена, соединительного звена и сопутствующих звеньев цепи на наличие признаков удлинения, износа, изгибов или деформации также является обязательной перед использованием цепного стропа.
Сцепные устройства
Зацепные устройства часто используются в грузоподъемных операциях для помощи стропам.
Прямая сцепка использует один строп для соединения подъемного крюка с грузом. При использовании такой сцепки можно использовать полную номинальную грузоподъемность прикрепленного стропа, но не превышать ее. Для предотвращения вращения груза, которое может привести к повреждению стропа, следует также использовать талреп.

Когда два или более стропа прикреплены к одному подъемному крюку, общая сцепка становится уздечной, а нагрузка распределяется между отдельными стропами. При создании уздечных сцепных устройств необходимо тщательно определить углы наклона строп, чтобы не перегрузить ноги. Для равномерного распределения нагрузки может потребоваться регулировка длины ног с помощью талрепов или цепных рычажных талей.
Корзинная сцепка используется для равномерного распределения нагрузки между двумя ногами стропа. На грузоподъемность стропа, используемого в корзине, влияет изгиб или кривизна в месте контакта корпуса стропа с грузом.
Если при подъеме требуется, чтобы строп плотно прилегал к грузу, используется сцепка «чокер». Перед подъемом необходимо затянуть зацеп на корпусе каната, а не на фитинге зацепа. Рекомендуется, чтобы при подъеме груза, который может сдвинуться или соскользнуть во время движения, операторы использовали более одного зацепного устройства.
Поскольку общая роль стропов в подъеме и перемещении различных грузов вряд ли изменится в будущем, глубокое понимание того, как правильно использовать и проверять стропы, остается обязательным требованием для любого оператора, желающего проводить безопасные грузоподъемные операции.
