Содержание
Выбор фундамента под крыльцо: виды и технология устройства
Крыльцо является определяющим элементом любого строения – не обращая внимания на его видимую маловажность, обойтись без него невозможно. Тем более это касается строений с высоким цоколем, где вход с улицы размещается на приличной высоте от уровня грунта. Однако, во многих случаях, при строительстве дома фундамент под крыльцо обделен вниманием. Очень часто строительство крыльца начинается уже после окончания ключевых работ по возведению ключевого строения.
Виды оснований для крыльца
В качестве фундамента под крыльцо дома используются три основных вида фундаментов. Каждая из этих технологий имеет свои плюсы и свои минусы, поэтому подходить к выбору той или иной конструкции нужно максимально ответственно.
Выбор наиболее подходящей технологии зависит от целого ряда аспектов, главные из которых – особенности грунта и общие габариты конструкции:
- Ленточный фундамент под крыльцо – заливается по периметру будущего крыльца.
- Основание из монолитной плиты – используется на достаточно крепких грунтах. Чаще всего выступает в роли основания под достаточно массивную конструкцию крыльца.
- Столбчатый фундамент под крыльцо – применяется на слабых или перенасыщенных влагой, грунтах, склонных вспучиваться в зимнее время года.
Подготовительные работы
Прежде, чем приступить к работе, необходимо произвести подготовку. Прежде всего – выбрать фундамент под крыльцо, который наилучшим образом подойдет в вашем случае. Прежде всего необходимо произвести оценку грунта. Если он достаточно прочный – песчаный с включением гравия, каменистый – то вполне подойдет ленточный фундамент или основание в виде монолитной плиты. В случае, если дом стоит на слабой почве, склонной к сезонному «хождению», лучшим вариантом будет столбчатый фундамент под крыльцо.
Следующий этап подготовительных работ – разметка. Прежде всего, необходимо составить план-схему будущего крыльца, определиться с его габаритами и местом расположения относительно дома. Исходя из этих данных, производится разметка на местности. С помощью рулетки отмеряем необходимое расстояние, забиваем по периметру колышки и натягиваем «осевую нить» из шпагата, лески или тонкой проволоки. Она будет обозначать внешние границы фундамента для крыльца.
Необходимо, чтобы будущий фундамент под крыльцо после разметки имел чётко прямоугольную или квадратную форму, а не приобрёл вид ромба или трапеции. Для этого нужно измерить диагонали между лежащими крест на крест углами будущего основания – они должны быть одинаковой длины. Если длины диагоналей разные, нужно произвести корректировку, иначе в процессе строительства крыльца могут возникнуть проблемы с ромбовидным основанием.
В случае выбора ленточной или плиточной монолитной технологии следует определиться, будет ли фундамент вашего крыльца жёстко соединён с основанием дома, либо будет представлять отдельную конструкцию. Первый вариант предпочтителен на прочных грунтах, где размеры сезонного «хождения» грунта незначительны.
В этом случае в бетонном основании дома, в местах прилегания к нему крыльца, с помощью бура делают отверстия, куда забивают штыри из арматуры. К этим штырям в последствии привариваются или прикрепляются вязальной проволокой продольные нити каркаса.
Если же грунт на участке достаточно слабый или насыщенный влагой, то целесообразно между основанием дома и фундаментом для крыльца оставить так называемый «деформационный шов» – т.е. попросту разделить их. Дело в том, что ввиду разницы масс крыльца и дома, осадка и подъем их во время цикла замерзания и оттаивания пучинистого грунта будут разными. А это, в свою очередь, может привести как к растрескиванию бетонного основания, так и к деформации самого крыльца
Ленточный фундамент
После проведения разметки и натягивания осевой линии, следует приступить к устройству траншеи для установки опалубки. Так как крыльцо довольно лёгкая конструкция, то на прочных грунтах достаточно будет глубины в 30-40 см. Траншея выкапывается по периметру будущего крылечка вдоль осевого шнура с таким расчётом, чтобы после установки в ней опалубки, внутренняя ширина была не менее 25-30 см.
Такой толщины цементно-песчаной ленты в принципе достаточно для веса легких конструкций из дерева. Если грунт очень плотный и не сыпится, то возможно обойтись без установки в середине канавы опалубки. Будет достаточно сколотить опалубку на поверхности, в зависимости от высоты заливания основания для крыльца.
Вовнутрь опалубки и канавы следует установить арматурный каркас. Для этого действительно подходит рифлёная арматура диаметром 8-12 мм, как стальная, так и пластиковая. Каркас может быть сделан с помощью сварки и поставлен в канаву, либо собран конкретно в середине опалубки с помощью вязальной проволки. Для этого в днище канавы забиваются стержни, а к ним фиксируются горизонтальные нити арматуры. После чего в опалубку льется бетон.
Заливку основания было бы неплохо делать благодаря одному приему. Если же это по какой-то причине невозможно, то в месте прерывания заливки необходимо сделать уклон в 45 градусов. Это даст возможность избежать возникновения здесь трещины в период высыхания и усадки бетона.
Технология устройства фундамента состоящего из балок
Если основание находится на слабых, водонасыщенных грунтах, чтобы не было его деформации нужно произвести сопутствующие работы. Технология устройства фундамента состоящего из балок под крыльцо сводится по большей части к изоляции основания из бетона от ключевого грунта. В первую очередь, на днище канавы сыпется щебневый слой или крупного гравия. Толщина этой подушки должна составлять 15-25 сантиметров. Сверху щебень стелится нетканым материалом.
Поверх неё насыпается второй слой – из крупного песка приблизительно такой же толщины. Каждый слой должен тщательно утрамбовываться с помощью виброплиты, либо ручной трамбовкой. Изготовить её можно из обрезка толстого бревна или бруса, прикрепив к нему по бокам ручки.
Также для уплотнения песчаной подушки можно тщательно пролить её водой. Поверх песчаного слоя настилается гидроизоляция. Для этого будет нужен специальный геотекстиль, рубероид, или толстая полиэтиленовая пленка, при необходимости сложенная в несколько слоёв.
Монолитная плита
В качестве фундамента для крыльца можно применить заливку в виде монолитной бетонной плиты. Данный вариант обычно применяется для устройства оснований под компактные конструкции крыльца. Дело в том, что при заливке плиты потребуется гораздо большее количество бетона, чем для ленточного или столбчатого фундамента. Поэтому, для большой входной группы или придомовой веранды лучше всего использовать ленточную или свайную технологии.

Подготовка к заливке плиты сводится к следующему: после проведения разметки, потребуется выкопать яму глубиной 20-30 см. Если строительство ведётся на слабом грунте, следует принять во внимание толщину насыпных изолирующих слоев из щебня и песка – глубина ямы при этом увеличивается на 30-40 см. Дно ямы нужно выровнять с помощью уровня и уплотнить трамбовкой, либо пролить водой. Дно ямы рекомендуется засыпать небольшим (5-10 см) слоем щебня. При необходимости можно применить «плавающую» технологию, обустроив гидроизоляционный слой.
По периметру устанавливается опалубка на необходимую высоту, а на дно ямы укладывается каркас из арматуры. В случае, если плита имеет небольшую толщину (до 10 см), и для неё не предусмотрены повышенные нагрузки, каркас может быть плоским. Если же плита достаточно массивная, то целесообразно будет применить объемный каркас, состоящий из двух слоев арматурной сетки, соединенных поперечными перемычками. В зависимости от типа почвы монолитная плита может либо прикрепляться к дому, либо являться отдельной от дома конструкцией.
Нижняя часть каркаса не должна лежать на земле. Под него необходимо подложить кусочки кирпича или камни, чтобы каркас находился на высоте минимум 3-5 см от уровня грунта.
Ступени крылечка на монолитной плите формируются при помощи кладки из кирпича или шлакоблоков. Возможен также вариант с установкой косоуров из стального швеллера или уголка, на которые и опираются ступени. В этом случае, во время заливки основания в бетон крепятся металлические закладные, служащие опорой для косоуров. Подобный вариант также подходит и для ленточной заливке.
Столбчатые фундаменты
Данная методика является наиболее предпочтительной при устройстве фундаментов для крыльца. С одной стороны, столбчатая технология достаточно бюджетна – для заливки столбов требуется гораздо меньше бетона, чем для заливки плиты или ленточного фундамента. Это делает столбчатую технологию максимально эффективной, когда требуется построить основание для достаточно крупной входной группы, включающей веранду или открытую террасу. Кроме того, столбчатые фундаменты отлично подходят к пучинистым грунтам.

Чтобы избежать деформации постройки при «пучении» почвы зимой, необходимо будет заглубить основание столба ниже уровня промерзания грунта. Это достаточно просто сделать при помощи ручного бура.
Для этого, по периметру будущего крыльца, через определенные промежутки бурятся отверстия. В них либо вставляются (забиваются, закручиваются) готовые сваи, либо в них вставляется опалубка, заливаемая бетоном. Самый простой вариант изготовления опалубки – из листа рубероида. Рубероид сворачивается в трубку нужного диаметра и вставляется в пробуренное отверстие.
Края трубки скрепляются при помощи саморезов с пресс шайбой («клопов») или мебельного степлера. Во внутрь трубки, в дно пробуренной ямы, забиваются вертикальные штыри арматуры. Между собой они скрепляются проволокой, образуя внутренний каркас. После в эту импровизированную опалубку заливается бетон до необходимого уровня. В качестве опалубки также возможно применение пластиковых канализационных или асбоцементных труб.
При заливке бетона в столбчатую опалубку необходимо уплотнять его во избежание образования внутренних пустот – «раковин». Для этого, в процессе заливки, нужно простукивать с помощью молотка арматуру каркаса.
К типу столбчатых фундаментов относится также и крыльцо на винтовых сваях. Данная технология является наиболее эффективной и позволяет максимально быстро смонтировать основание для крыльца. Готовые сваи заглубляются с помощью ручного или механического сваекрута. Расстояние между сваями следует рассчитывать в зависимости от предполагаемого веса крыльца. Для лёгких и компактных деревянных конструкций вполне будет достаточно столбов по углам. Для тяжёлых построек, выполненных с применением декоративного камня или кованых металлических украшений, потребуется более частая установка свай – через 0,5-1 метр.
Несмотря на то, что крыльцо дома кажется не столь значительной постройкой, подходить к возведению основания следует со всей ответственностью. Правильно выбранная технология устройства фундамента станет залогом долгой службы крыльца.