Ремонт теплового вентилятора дуйчика собственными руками — схема, причины поломки, термозащита.

С возникновением первых холодов, главной палочкой-выручалочкой в согревании наших жилищ и офисов, становятся не большие и тяжелые масляные батареи или конвекторные обогреватели, а маленькие и небольшие тепловые вентиляторы.
Непосредственно они дают возможность за очень небольшой период времени, поднять температуру в комнате сразу на пару градусов.
Стоят потому что они относительно дешево. Однако совсем не обязательно приобретать очередной тепловой вентилятор, если можно отремонтировать имеющийся собственными руками.
Для того чтобы определить причину неисправности, потребуется всего только 2 вещи — отвертка и мультиметр.

Очень важное определить, есть контакт в той либо другой цепи, или он отсутствует. Необходимо рассмотреть подробно как устроены тепловые вентиляторы, как их разобрать, что очень часто выходит из строя и проследим последовательную цепочку проверки одного элемента за иным.
Первое что необходимо сделать, это прозвонить и проверить цельность шнура питания и всех заметных контактов. Может вам совсем и не придется далеко залазить во внутренности устройства, а беда окажется на «поверхности».
Для этого откручиваете и снимаете нижнюю или боковую крышку, в зависимости от вашей модели.

Учтите, что центральные винтики с самого начала откручивать не стоит, так как на них фиксируется моторчик.

Уберёте их и все внутренности развалятся. Будет намного лучше, чтобы сам мотор сидел закрепленным за одну из крышек.
Дальше находите контакты, куда приходят провода питания 220в. Если «повезет», порой без разных приборов можно сразу увидеть отгоревший проводок.


Садите его на место и весь ремонт завершается. Если проблема посерьезнее, то дальше просто прощупайте и подергайте все клеммные зажимы.
Так как вентилятор во время работы вибрирует, абсолютно может быть, что какой-то из них просто отошел с собственного места. Выявить плохой контакт на клеммнике можно и по отличительным следам подгорания.

Часто эти повреждения становятся основой того, что тепловой вентилятор самопроизвольно включается и отключается. Тем более когда его шевелишь и двигаешь.
Если обнаружили аналогичное, почистите и потом протрите площадку ваткой намоченной в спирте.

Дальше плоскогубцами слегка подожмите клемму и оденьте ее обратно.


Исключительно после этих всех действий, переходите к проверке приборами для измерений.
Переключаете тестер в режим прозвонки, и щупами по очереди проверяете цельность проводов питания. Для этого дотрагиваетесь до вводных контактов в середине вентилятора и железных штырьков на вилке.

Если все исправно, тестер будет производить звук или демонстрировать нулевое сопротивление.
Если у вас при включении в сеть что-то работает, к примеру вращается вентилятор, но воздух при этом холодный, то шнур разумеется здесь не причем. Его проверку в подобном варианте можно опустить.

Аналогичным образом прозванивается микровыключатель, который порой встраивается в корпус.

Переключаете его кнопку и проверяете что цепь есть.
Эти штуки при больших токах довольно часто ломаются. Ремонт в подобном варианте самый что ни есть простой. Два проводка подходящих к нему выкусываются и между собой соединяются напрямую.

Место соединения изолируется защитным колпачком СИЗ или простой изоляционной лентой.

Один недостаток — теперь тепловой вентилятор будет работать тут же после того, как вы воткнули вилку в розетку.
Когда переключатель не причем, проверяете такие элементы цепи. Кстати, не забудьте и про механическую часть.
Сразу же после вскрытия корпуса, рукой пробуйте прокрутить лопасти. Они должны свободно вращаться.

Тут нужно удостовериться, что ничего не заедает и нет никаких инородних предметов застрявших на валу.
Какие еще электрические детали в цепи могут поломаться? Сразу же после проводов питания идет термостат и переключатель режимов.

С наружной стороны корпуса это обыкновенные всем » ручки — колеса».

Некоторые неправильно принимают термостат за компонент, выверяющий частота вращения лопастей. В действительности это биметаллическая пластина, и один из проводов питания от вилки приходит собственно на нее.

При кручении этой ручки должно раздаваться еле слышимое клацанье. Это значит что терморегулятор включается и отключается. Если в схеме отсутствует отдельный микровыключатель, то он делает и его функцию.
Исследуется исправность такого элемента также мультиметром. Подводите два щупа к контактам и закручивайте ручку. В режиме прозвонки звук будет возникать и пропадать.

По аналогичной схеме исследуется и переключатель режимов. Поворачивая его ручку, вы включаете один нагревательный элемент, два или же просто ставите дуйчик в режим вентилятора без обогрева.
Только когда будете снимать клеммы для прозвонки, лучше заблаговременно сфотографируйте их изначальное подключение на смартфон, дабы потом не спутать контакты.

Токи в таких элементах гуляют не слабые — порядка 10А. По этому исчезновение цепи в них не такая уж и редкость. Правда самую первую проверку термостатического клапана и 4-х позиционного переключателя можно создать и «на нюх».
Выгорание контактов при подобной нагрузке никогда не проходит без следа. Дымить и вонять подобные вещи точно будут.
Если и тут все в хорошо, идем дальше. Конкретно возле трубчатых нагревательных элементов находится сразу две системы защиты. Они состоят из биметаллической пластины и термопредохранителя на 121 градус.

Два этих элемента в рабочем состоянии должны давать цепь и производить звук при прозвонке, т.е. демонстрировать короткое замыкание через себя.
Уберёте ее, и никакие УЗИС и иные устройства от искрения вас не защитят.

Питание тут подается на правый контакт сверху. Дальше через предохранитель, напряжение поступает на левый разъем.

С этого разъема сверху подсоединяется кулер и порой неоновый указатель. А снизу через термопластинку питание идет на 2 нагревательного элемента.
Другими словами при горении этого основного предохранителя, перестает работать как вентилятор, так и обогрев. При срабатывании биметаллической пластины, выключается только обогрев, вентилятор же продолжает как и раньше вращаться, выхолаживая спираль.

С другой стороны этой двойной защиты, на противоположные контакты ТЕНА, подойдут проводки от переключателя режимов.

Включая его, мы подсоединяем в цепочку либо один нагревательный элемент, либо задействуем сразу две спирали. Выходит, что на предохранитель подается фаза, а на контакты с другой стороны через переключатель — ноль. Или наоборот, в зависимости от того, как вы воткнули вилку в розетку.
Обычные схемы подсоединения тепловых вентиляторов обогревательных приборов смотрятся так:


Довольно часто в данной цепочке, собственно термопредохранитель считается основной причиной неработоспособности всего устройства.

При этом его замена не так проста как на первый взгляд выглядит. Не даром завод тут применяет заклепки, а не пайку.
Паять тут не рекомендуется, так как в процессе пайки температура подымается более расчетных 121 градуса. Однако если у вас выхода нет, придется применять неплохой теплоотвод.
Ненужный предохранитель выкусываете и обрабатываете флюсом латунные отверстия в местах клепок.
Сам термопредохранитель, а конкретно подходящие к нему проводки, плотно обжимаете пинцетом или искривленными длинногубцами. Таким образом при пайке, тепло будет как бы отвести через них, не доходя до самого корпуса.

100% отвода тепла вы разумеется не добьетесь, но все таки огромная его часть уйдет собственно через широкие губки инструмента.

Если вы совсем не желаете паять, то воспользуйтесь винтиками. Главное иметь достаточной длины расширения.

Загибаете их колечком, и в местах заклепок ставите небольшие винты. Этими винтиками закрепляете предохранитель на собственном посадочном месте.

Выбрать и заказать себе необходимый термопредохранитель на любую температуру и силу тока можно отсюда.
Если не нашли точно схожий по градусам, подбирайте модели с температурой от 110 до 140С, не больше.

Очередной предохранитель, а точнее термопредохранительное реле, защищающее сам мотор, запрятан очень далеко. Он предназначается для защиты обмоток от перегревания.


Аналогичный защитой снабжены и традиционные вентиляторы напольного типа. Детально об особенности их проверки и замены, можно прочесть в публикации по ссылке ниже.

В большинстве случаев он самовосстанавливающийся, другими словами через некоторое время после того как остынет обмоток, дуйчик вновь можно запустить без каких-то неприятностей. Смотрится это так.
Вы включаете холодный тепловой вентилятор в сеть, он функционирует какое то время, после этого самопроизвольно перестают вращаться лопасти. Нагревательные элементы трубчатого типа по началу еще греют, а потом также вырубаются.

После того как остынет, будто бы ничего не случилось весь цикл повторяется по новой. Если у вашего гаджета такие же симптомы, и терморегулятор здесь не причем, то смотрите в сторону собственно этой защиты обмоток.
Кстати, когда горит термопредохранитель на 121 градус, внимательно приглядитесь к биметаллической пластине после него. Быстрее всего с ней также что-то не в порядке.

Как правило она должна включаться до недавнего времени. В другом случае предохранитель в скором времени сгорит снова. По этому если есть какие-нибудь подозрения, лучше заменить две детали сразу.
После ремонтных работ, в первую очередь соберите все провода с помощью стяжек в один пучок и запрячьте подальше от лопастей. Иначе их способна с легкостью перерубить винтом.
А что сделать и где искать, если тепловой вентилятор работает, дует холодным воздухом, однако не греет? В подобном варианте главная проблема в биметаллической пластине, идущей после термопредохранителя.


Либо на ней отгорает припаянная нихромовая спираль нагревательного элемента, либо исчезает контакт на самой пластинке. Вновь вызваниваете все тестером и если понадобится зачищаете и подгибаете контактные площадки.
И вдобавок проверить исправность подобных пластин, можно путем прикосновения к ним разогретого паяльника. При достаточном нагреве, цепь разомкнется и тестер покажет обрыв. При остывании — замкнется.
Если же повреждён сам нагревательный элемент трубчатого типа, то тут все же легче приобрести другой ветродуй, чем заморачиваться с перепайкой нихрома.

Еще учтите, что когда в схеме подсоединения мотор дуйки «не сидит» строго после термопредохранителя, то его выход из строя, тоже будет причиной эффекта — вентилятор дует, однако не греет. Как его заменить говорилось выше.
В тепловых вентиляторах несколько иной конструкции, квадратной формы, также главными элементами защиты являются темропредохранитель и биметаллическая пластина.
Находятся они под спиралью и сажаются тоже на заклепки.

Их прозвонка более проста, чем в предыдущих вариантах. В первую очередь ставите переключатель положений в нулевое состояние (отключено).

С другой стороны проверяете тестером сопротивление на контактах заклепок. При поломке хотя бы одного из компонентов, никакого сигнала и звука от мультиметра не дождетесь. Сопротивление будет показываться равным бесконечности.

По этому дальше вызваниваете детали в отдельности. На фото опубликовано ниже видно, что биметаллический размыкатель тут не причем, у него цепь есть.

А вот предохранитель «мертвый».

При повреждении моторчика на любой модели (спираль греется, лопасти не крутятся и реле температуры при этом целое), единственное что вы можете сделать, это проверить клин вала от грязи пылью и прочими сторонними предметами.
При более значительных повреждениях, ремонтом движка заниматься не очень имеет смысл. Тут уже намного легче приобрести новый тепловой вентилятор.