Варианты света для съемки видео дома — как лучше выставить и что применить.

Уже давно известно, что правильно выбранный, неплохой свет для видеосъемки может заставить даже недорогую видеокамеру или смартфон снимать намного лучше.
И для этого не всегда требуется приобретать дорогое оборудование.
Необходимо рассмотреть важные правила и способы видеосъемки дома, которые вам позволят получить вполне хорошую картинку.

Первый вариант наиболее известный и бесплатный — свет от окна. Намного лучше, чтобы он падал на объект съемки под угол в 45 градусов.

В подобном варианте на вашем лице возникает некий объем. Если же вы будете сидеть прямо к окну, то лицо будет смотреться плоским.

Впрочем с другой стороны, так можно убрать морщинки.
Также никогда не садитесь к окну под угол в 90 градусов. Иначе получите глубокую и некрасивую тень на второй половине лица.

Если придвинуться к окну ближе, то вы создадите еще и контраст цвета. Другими словами, задний фон будет чуть-чуть темнее вас. Это отлично притягивает внимание зрителя к лицу.
И вообще каждый раз при съемке, постарайтесь находиться подальше от заднего фона (стенка, шкаф и т.п.). В другом случае выходит плоский и унылый кадр.

Плюс к этому, ваша тень будет падать на эту поверхность и отвлекать зрителя.

Это вырисовывается не только на свете солнца, но и при искусственой подсветке.

Но при всей простоте подобного освещения, есть тут собственные проблемы и трудности. Свет за окном практически всегда меняется и вы эти изменения не в состоянии контролировать.
Солнышко может практически в любое время спрятаться за тучку, а потом снова выглянуть наружу. Очень быстро изменить кадр под эти изменения невозможно.
Чтобы выполнить картинку немного более интересной и профессиональной, поиграйте с собственными световыми источниками, которые присутствуют в квартире (напольный светильник или лампа настольного типа).

Прибавьте их в комбинацию к солнцу.
В подобном варианте с одной стороны у вас возникнет блик, а со второй будет свет от окна. Это даёт уже совсем иную картинку.

Также можно собрать все переносные светильники, которые есть в доме и подсветить себя только ими. Однако это худший вариант, и он нечасто завершается успехом.

Во-первых, такой свет выходит жёстким и не рассеянным.
Если кто не знает, свет для съемки бывает мягким и жёстким. Для девушек лучше подходит мягкий вариант.

Для молодых людей можно применять оба. Жёсткий свет сильнее выделяет фактуру кожи и выполняет резкие, глубокие тени.
Если понадобится это создаёт замечательный художественный эффект. Мягкий же свет, заполняет все ямки на кожных покровах и она смотрится прекраснее и сглаженнее.

Не забудьте, что мягкость и жесткость также зависит от размеров светового источника. Чем он выше, тем более рассеянный свет вы получите.
Но одновременно, чем дальше вы его поставите, тем более жёстким он будет становиться.
Второй негативный момент подсветки от переносных светильников для дома — разнородность ламп.

Если лампочки в них будут различными (мощность, температура цвета), то вся картинка будет смотреться совсем плохо и по любительски.
Вообще большинство начинающих видеоблогеров применяют типовую схему освещения. Она состоит из 3-х источников:
-
рисующий свет


-
заполняющий




Рисующий — это главный источник, который освещает всю сцену. В самом первоначальном варианте это может быть свет из окна.

При этом за окном не всегда должно быть ясно и солнечно. Наоборот, при относительно плохой погоде, выйдет достаточно мягкий и холодный свет.
В подобном варианте, разница между светом и тенью будет нивелироваться. А переход между освещенной частью лица и неосвещенной, выходит не ярко выраженным.

Что же касается заполняющего света, то при недорогом варианте, снова же можно применять природное освещение. Как сделать это?
Довольно легко. Воспользуйтесь типовым рефлектором или отражающей поверхностью.

Они стоят намного дешевле софтбоксов. Поэкспериментировав с расстоянием и углом, можно легко подсветить теневую сторону объекта съемки.

Если нет у вас производственного рефлектора, сделайте его сами, воспользовавшись пенополистиролом и фольгой.
Дальше, чтобы разделить объект от заднего фона, перейдем к контровому световому источнику. Тут подойдёт обыкновенная переносная обычная лампа.
Лучше взять модель на прищепке. Ее без проблем выйдет приспособить в разнообразные места.

Вкручиваете в нее светодиодную или энергосберегающую лампочку с температурой 5000-6500К, и цепляете позади объекта съемки за любой большой предмет (вешалка, полка шкафа). Только таким образом, чтобы она не попадала в кадр.

Этот контровой свет должен находиться сзади «киноактера», приблизительно напротив рисующего света из окна. Он поможет разделить его от всего заднего фона.


Воочию трехточечная схема при комбинировании искусственного и естественного освещения, будет смотреться так.

Какие лампы лучше подобрать для подсвечивания при фото и видеосъемке? Отличным вариантом считаются энергосберегающие с температурой 5500 Кельвин.

Однако они реализовываются по большей части в специализированных магазинах с фотооборудованием. Плюс к этому, они большие, дорогие, не очень хорошие и небезопасные.
Их довольно легко разбить. При этом не забудьте, что в середине подобных изделий находится ртуть.

По этому эксперты рекомендуют подбирать LED-лампы проверенных фирм Philips, Osram.

У них более стабильное качество по передачи цвета и заявленной температуре цветов, чем у множества прочих фирм. Реализовываются они в традиционных супермаркетах.
Выбирайте самые мощные модели 12-14Вт с индексом передачи цвета CRI от 85% и выше. Если больше, то лучше.

Разница между CRI больше 90 и намного меньшими значениями, очень важна и видна даже неподготовленным глазом. Уже не говоря о камере.

Постарайтесь никогда не применять для фото и видеосъемки недорогую китайскую светотехническую продукцию. Даже к светодиодным Led панелям, которыми завален Али Экспресс относитесь с опаской.
Они очень часто дают зеленый оттенок. По этому лучше всего взять выверенные торговые марки.
Температура цвета домашних ламп для видеосъемки должна быть минимум 4100К. Эти же лампочки можно применять в софтбоксах.

Для подсвечивания кожи человека они прекрасно вписуются. 5500К дороже и их труднее отыскать.
Многие специалисты рекомендуют также приобретать накамерный свет. Это такие с прямыми углами или круглые лед панели на 160 или 216 светоизлучающих диодов.

Впрочем такой свет считается больше своевременным, а не стационарным. Даже с рассеивателем он даёт жёсткий и не очень положительный результат. Если вы в качестве оператора выезжаете в час ночи на съемку ДТП, то вам подобный вариант прекрасно подойдет.
Он мобильный и яркий. Однако это не свет для видеоблога, которым стоит регулярно освещать лицо. Он может применяться исключительно для подсветки фона.

При направлении на человека, такая лед панель будет еще и слепить, вынуждая прищуриваться.

Кстати, реализовываются и увеличенные варианты подобных панелей на 600 светоизлучающих диодов, с возможностью регулировки яркости.

Это уже более подходящий вариант, кроме одного НО. Они дорогие. И это совсем не попадает в категорию недорогого света.
Также будьте осторожны с регулировкой яркости с помощью регуляторов света.

Из-за них даже на хороших лампочках выйдет стробоскопический эффект.

LED-лампы при уменьшении яркости начинают сиять и пульсировать. Причем неподготовленным глазом, это может быть и не ощутимо.

Есть вообще модели источников освещения, которые долгое время способны отработать на небольших батарейках.

С ними вы не будете зависеть от отдаленности розеток и путаться в проводах переносок. Однако тут снова появляется вопрос цены.
А теперь побеседуем о самом оптимальном варианте. Это разумеется софтбоксы.

В большинстве случаев они покупаются комплектами по 2шт. У тех же китайцев можно найти на самом деле хорошие и не очень дорогие варианты.

Если пока мало средств, сделайте их самостоятельно из материалов которые всегда под рукой. Ничего тяжелого в их изготовлении нет.

Один недостаток софтбоксов — они занимают много места.
И здесь появляется основной вопрос — как правильно поставить такой свет для видео? При каком расположении источников освещения съемка будет смотреться очень удачно?
Все может зависеть от вашей жилой площади и установленной задачи. Если у вас есть желание смотреться моложе и показать всем, что нет у вас морщин — ставьте ключевой свет сразу за камерой, немного больше чем она есть.

Если вам необходимо добавить драматичности в картинку или добавить себе возраста, то размещайте ключевой свет с боковой стороны.
Второй источник освещения при этом размещается за собой, чтобы создавать объем. Его направьте или на фон, или в собственную сторону. Но таким образом, чтобы его не было видно в кадре.

Когда соберете деньги на несколько софтбоксов и источников освещения, можете попробовать «голливудскую» схему освещения, по которой снимает большинство заграничных блогеров. Вот она.

По самому центру стоит камера. С правой стороны и слева от нее два софтбокса, размещенных под угол в 45 градусов.
Чуть сзади и с боковой стороны, вас подсвечивает очередной софтбокс. А для освещения фона используются 2 флуоресцентных осветительного прибора.

Это самая основная фишка схемы — фон тоже необходимо подсвечивать. Причем освещать не просто обыкновенными лампочками, а конкретно флуоресцентными.
Что они представляют из себя? Это довольно здоровые панели, дающие яркий и мощный свет.

Аналогичную схему можно задействовать и для хромакея.

Чтобы на нем не было никаких пятен, вам просто необходимо подсвечивать задний зеленый фон. В конце концов после обработки видео, ничего ненужного в картинке не останется.
Если с освещением человека в кадре все более-менее ясно, то вот со съемкой товаров и предметов на столе без заднего фона, все намного проблематичнее.

Тут уже не достаточно выставить два софтбокса по обоим бокам на равном расстоянии и наклонить их к столу. Придется значительно заморочиться со схемами подсветки.


Ну и в конце хочется подчеркнуть, какие бы профессиональные или дешевые осветительные приборы вы не применяли, не забывайте, что прекрасное освещение больше зависит от того какой у Вас вкус и от вашей способности видеть сцену, а не от численности денег потраченных на то или другое оборудование.