Содержание
Отопление гаража – что и как делать, чтобы не мёрзнуть в зимний период

Самостоятельно провести отопление гаража сможет любой, кто хотя бы на уровне теории разбирается в строительстве, сантехнике и электрике или умеет мастерить. В публикации описаны плюсы и минусы разных видов отопления, это поможет вам подобрать самую лучшую комбинацию. Следуя руководствам, вы сумеете собственными руками провести трубы или проводку, присоединить оборудование и запустить отопительную систему.
Почему автогараж нужно обогревать

Даже автогараж не сможет защитить машину от холодов без отопленния
Холодный пуск в условиях минусовых температур представляет большую опасность для мотора и прочих узлов и агрегатов. Масло густеет и теряет смазывающие свойства, гидравлическая жидкость с огромным трудом идет через струнные насосы, мотор работает с детонацией. Ремонтировать или эксплуатировать машину при температуре меньше 5 градусов неуютно, стоит еще сказать, что можно простыть. Благодаря этому заботливые владельцы автомобилей утепляют автогараж и устанавливают в нём отопительную систему. Это дает возможность увеличить температуру до комфортабельных значений, из-за чего холодный пуск мотора проходит легче, да и эксплуатировать машину в тепле гораздо удобней.
Плюсы и минусы разных видов отопления
Для оценки разных видов отопления нужно смотреть на следующие параметры:
- расходы для создания отопления;
- мощность отопления;
- необходимость проверять работу;
- расходы на энергетические ресурсы;
- пожарная безопасность.
Отопление воздушного типа (иф нагреватели, тепловые вентиляторы и калориферы, как электрические, так и дровяные или газовые) обойдётся доступнее иных вариантов и не просит постоянного обслуживания. Благодаря этому при малом бюджете подбирают его. Минусы такого отопления в следующем:
- инфракрасные устройства отлично работают лишь в пустом гараже, если же поставить в него автомобиль, то его часть находящаяся внизу машины будет намного холоднее верхней;
- калориферы и тепловые вентиляторы предоставляют успешный прогрев лишь маленького участка, благодаря этому для одинакового отопления нужно ставить несколько устройств в различных местах.
Водяное отопление радиаторное обойдётся намного дороже, впрочем оно лишено минусов, свойственных воздушным обогревательным приборам. Благодаря этому необходимо делать выбор лишь между разными источниками тепла:
- Электробойлеры очень дешёвые, впрочем просят постоянного подсоединения к сети.
- Котлы на газу обходятся дорого, просят подсоединения к электросети для нормальной работы автоматики и нуждаются в постоянной газоподаче. Если автогараж не подключён к магистрали, то приходится параллельно включать 5–10 баллонов, чтобы обеспечить работу без перебоев в течение 1–2 недель.
- Котлы на щепе дорого стоят, просят постоянного обслуживания, впрочем подходят для отапливания гаража любых размеров и не зависят от сети. Установка теплоаккумулятора продолжает срок между обслуживаниями котла до 2–4 дней, но прибавляет к цене работ как минимум 200 тысяч рублей.
Расходы для создания
Электрическое отопление воздушного типа обойдётся доступнее любых прочих видов. Это потому, что калориферы, также инфракрасные излучатели, продают в любом хозяйственном или магазине для строительства, да и они стоят чуть-чуть. Дешевые модели электрических калориферов (тепловые вентиляторы и теплопушки) обходятся в 1–5 тысяч рублей в зависимости от мощности. Инфракрасные настенные и напольные излучатели, также конвекторные обогреватели, вы сумеете приобрести за 3–8 тысяч рублей. Потолочные обогревательные приборы обходятся в 8–15 тысяч рублей. При этом вам не нужно инвестировать в монтаж труб водопровода, ставить батареи или бачок расширительный, впрочем потребуется провести новую проводку, которая удержит ток, потребляемый устройством.
Чуть дороже обойдётся дровяной калорифер-буржуйка (5–15 тысяч рублей). Её результативность не радует, да и греет такая печка, только пока в ней горит огонь. Установка полноценных дровяных калориферов (Булерьян и аналоги), КПД которых намного больше, обойдётся недёшево, ведь их цена стартует от 30 тысяч. Стоит еще сказать, что, им характерны главные минусы буржуйки — требовательность к уходу и обогрев лишь во время горения топлива, благодаря этому их нечасто применяют для постоянного отопления гаража. Стоимость газовых ИК обогревателей и калориферов составляет 3–8 тысяч рублей, впрочем одного большого баллона (50 литров) хватит на 30–50 рабочих часов устройства. Благодаря этому нужно будет применять несколько баллонов, объединённых в единую сеть, иначе вы будете менять их через день.
Водяное отопление с Трубчатый нагреватель (трубчатого тэна), электродным или индукционным котлом и классическими батареями, обойдётся намного дороже газовых и электрических калориферов из-за большой цены регистров. Цена подобных котлов не большая и составляет 3–8 тысяч рублей, однако для получения регистра, бака расширительного и труб нужно будет потратить как минимум 7 тысяч рублей. Ещё дороже обойдётся установка газового водогрея, ведь следует подбирать модель с закрытой камерой, из-за того что лишь данные устройства прекрасно контролируют горение топлива и температуру теплового носителя. Отопление с твердотопливным водогрейным устройством обойдётся ещё дороже благодаря необходимости применять тепловой аккумулятор. Цена этого котла не меньше 15 тысяч рублей, а цена теплоаккумулятора ёмкостью 500 литров стартует от 500 Евро. Данное устройство даст возможность сделать больше время отопления с одной закладки дров или угля до 2–3 суток.
Выбор по цене источников энергии

Очень часто собственно стоимость энергоносителей является важным показателем выбора типа отопления
Главный критерий при подборе отопления — стоимость электричества. В тех регионах, где цена 1 кВт*час составляет меньше 2 рублей, подбирают электрообогреватели. При стоимости одного кВт*час в границах 1–3 рублей, расходы на электричество и дрова будут соизмеримы. При стоимости более 3 рублей за один кВт*час затраты на дровяное отопление будут меньше, но нужно будет раскошелиться на тепловой аккумулятор и топить котёл 1 раз в 2–3 дня, или залаживать горючее 1–2 раза в день. На юге России, где морозы зимой стоят не более 2 месяцев, применение электрического обогрева получше, даже при цене 5 рублей за один кВт, ведь оно не просит строгого контроля. Очередной минус дровяного отопления — необходимость ставить котёл в индивидуальном помещении. В виде исключения могут быть твердотопливные калориферы, но их используют исключительно для поднятия температуры во время проведения ремонта или обслуживания машины. Благодаря этому отопление дровами подбирают только тогда, когда невозможно применять электрообогреватели.
Оценка пожароопасности и надобности постоянного обслуживания
Тт котлы и печи не только просят повседневного ухода, но и являются источниками очень высокой пожарной опасности. Благодаря этому подобный вариант применяют, если автогараж расположен недалеко с домом. Отопление на газу менее пожароопасно, впрочем его подбирают, если есть возможность применять природный газ или нужно, не считаясь с расходами, сделать больше периодичность обслуживания отопления до 2–3 недель. В данном случае устанавливают несколько больших баллонов с газом, которые через редуктор питают котёл отопления водяного типа. Подобную систему нужно проверять во время каждой замены баллонов.
Расчёт мощности

Утеплив автогараж, вы уменьшите расходы на отопление в 2–3 раза
Чтобы установить мощность теплового источника, нужно определить объем потерь тепла. Это можно создать как при помощи расчётов, так и приняв усреднённые значения. Например, потери тепла кирпичного или шлакоблочного гаража, без отопления и сквозняков, при температуре минус 20 градусов составляют 0,1–0,2 кВт на метр квадратный (кв. м.). Другими словами для отапливания гаража площадью 30 кв. м. нужно 3–6 кВт в час. Стеновое утепление и потолка гаража дает возможность уменьшить потери тепла до 0,04–0,08 кВт на каждый метр квадратный площади. Благодаря этому для отапливания отлично утеплённого гаража площадью 30 кв. м. нужно 1,2–1,4 кВт энергии в час. Это даст возможность поддерживать стабильную температуру в 15–17 градусов, что достаточно для обслуживания или ремонта машины. Снизив мощность теплового источника на 15–20%, вы понизите температуру в гараже на 5–10 градусов. Это даст возможность заводить холодный автомобиль без снижения ресурса мотора, даже в том случае, если к нему не подключён предпусковой подогреватель. Впрочем ремонтировать или эксплуатировать машину при подобной температуре будет неуютно.
С чего начинать
Перед выбором системы обогрева нужно закрыть щели и утеплять автогараж. Без этого затраты на отопление будут огромными. Для уменьшения потерь тепла можно применять как пенополистирол или вспененный полиуретан, так и минвату. Было бы неплохо ложить теплоизолятор с наружной стороны, это освободит стены от возникновения плесени. Более того, нужно оснастить вентиляцию. Применение для этого отверстий в стене сильно повышает потери тепла помещения, благодаря этому следует установить рекуператор. Средняя цена дешевых моделей данного устройства — 15 тысяч рублей. После нужно сопоставить расходы для создания и эксплуатацию разных видов обогрева гаража, а еще определить, сумеете ли вы своими руками выполнить нужные работы или нужно будет звать специалиста.
Для отопления электричеством нужно провести новую проводку, которая удержит потребляемый Трубчатый нагреватель или нагревателями ток. Таблица, которую вы повстречаете ниже, поможет вам определить нужное сечение провода. Электробойлеры обладают меньшими размерами, а их мощность регулируют при помощи специализированного пульта, благодаря этому их можно поставить в любых местах гаража. Для дровяного или газового водогрея, кроме устройств с закрытой топкой, нужно создать индивидуальное помещение, место для хранения топлива и утеплённый дымоотвод. Если его не утеплять, то смесь конденсата и продуктов згорания быстро разрушит дымоотвод из любых материалов. Также нельзя применять для дымоотвода оцинковку, потому как при нагревании она начинает выделять токсичные вещества. Дымоотвод можно выстроить из кирпича (укладка в половину кирпича) или выбрать жестянщику сэндвич-трубу. Если вы обладаете способностями и оборудованием для жестяных работ, то сможете выполнить дымоотвод собственными силами, применяя железо для кровли и минвату.
Видео: вариант отопления гаража при помощи сжиженного газа
Монтаж собственными руками
Монтаж отопительной системы состоит из таких этапов:
- прокладка проводки (исключительно для отопления электричеством, если старые провода не рассчитаны на ток, потребляемый нагревателем);
- установка котла, калорифера или обогревательного прибора;
- монтаж радиаторов и бака расширительного (только водяное отопление);
- прокладка труб (исключительно для отопления водяного типа);
- установка дымоотвода (только дровяное или отопление на газу);
- заливка пола с функцией подогрева (исключительно для гаражей, где хозяин готов раскошелиться на него);
- подключение баллонов с газом (исключительно для соответствующих котлов);
- заправка системы обогрева водой (исключительно для отопления водяного типа);
- пуск и проверка отопления.
Прокладка проводки

Штроба прячет проводку и оберегает её от повреждений
Прокладка новой проводки нужна, если старая не рассчитана на такую мощность нагрузки, которую будет употреблять электрический котёл. Если устаревший провод спокойно удержит такой ток, то пользуйтесь им. Для прокладывания новой проводки вам будут нужны штроборез и перфаратор с особенной коронкой для высверливания отверстий под клеммные коробки. Данные инструменты можно приобрести или взять в аренду во множестве магазинов по строительству.
При подборе кабеля принимайте во внимание не только его сечение, но и материал жилы. Провода из алюминия нельзя включать к медным напрямую — это приведёт к окислению контакта, увеличению его сопротивления и сильному нагреву под нагрузкой. На протяжении определенного времени это способно привести к возгоранию.

Эта таблица поможет вам подобрать идеальное сечение кабеля, подходящее мощности электронагревателя
Размечая проводку, постарайтесь применять прямые углы и линии. Для отвода кабеля применяйте клеммные коробки. Они будут указывать место, откуда кабель уходит вертикально вниз. Это убережёт вас от нечаянного попадания в скрытую проводку при монтаже полок или иного оборудования.
Чтобы провести проводку, сделайте следующее:
- Нанесите на поверхность стены разметку параллельно потолку, но на 20 см ниже. В эту штробу вы уложите центральный провод.
- Разметьте места для установки клеммных коробок и вертикальные каналы для прокладывания провода к розеткам и котлу.
- При помощи штробореза сделайте канавки глубиной 10–20 мм в зависимости от толщины кабеля.
- При помощи перфоратора просверлите отверстия под коробки и розетки.
- Проложите провод, фиксируя его при помощи пластиковых крепежей и дюбель гвоздей.
- Установите клеммные коробки и розетки.

Распределительный щит предназначается для установки выключателей и подсоединения мощных электробытовых приборов
Выбор и монтаж радиаторов и котлов отопления водяного типа
При подборе отопительных приборов очень важно понимать не только их мощность, но и служебный срок. Если вас не тревожит замена батарей через 15–20 лет, то ставьте современные стальные, металлические или биметаллические изделия. Если же вам необходим служебный срок не меньше 30 лет, применяйте радиаторы из чугуна (гармошки). При подборе батарей принимайте во внимание их мощность, а еще отзывы людей, которые устанавливали их у себя дома. Большинство производителей указывают завышенную мощность отдачи тепла, благодаря этому такие отопительные приборы будут согревать слабей, чем нужно. Если по каким, либо причинам вам не подойдут батареи из магазина, закажите их изготовление хорошему сварщику. Для установки любых отопительных приборов вам потребуется только перфаратор.

Циркулярный насос позволяет выключить и снять батарею, не прекращая движения воды по замкнутому контуру в системе обогрева
Для установки теплообменника или электробойлера сделайте следующее:
- Разметьте места для креплений, которые примут вес устройства на себя.
- Просверлите стенку и установите крепления.
- Повесьте на них котёл или батарею.
- Зафиксируйте рядом от котла бачок расширительный.
- Подведите к устройству трубы.
- Установите краны, которые дадут возможность поменять котёл или батарею без водного слива из системы.
- Параллельно каждому отопительному прибору установите циркулярный насос — тонкую трубку, какая гарантирует циркуляцию теплового носителя даже при снятом радиаторе.

Такой отопительный прибор, при равной мощности, обойдётся не очень дорого, чем купленный в магазине
Для установки котлов на газу и баллонов нужно звать специалиста, который разбирается в монтаже данных устройств, из-за того что каждая ошибка может привести к взрыву. Установку котлов на дровах проводите в точном согласии с прилагаемой к ним инструкцией, ведь для каждой модели и типа есть собственный порядок действий.
Прокладка труб для отопления водяного типа
Для любых типов отопления водяного типа применяйте трубы ПП марки PN25. Они держат температуру до 90 градусов и давление до 25 атмосфер, а их цена не большая. Все иные виды труб не выделяются по рабочим свойствам, но обходятся намного дороже. Исключение — PEX-трубы, однако их нежелательно применять благодаря необходимости иногда проверять и если понадобится затягивать фитинги. Трубные диаметры формируют исходя из типа отопления. Для систем с конвективной циркуляцией диаметр должен быть более 40 мм. Если в системе обогрева поставлен насос (в котле или отдельно от него), то довольно применять трубы у которых диаметр 20–25 мм. Также следует установить бачок расширительный, объем которого должен составлять 7% от всего объёма воды в системе.
Для работы вам будут нужны:
- паяльный аппарат для полимерных труб;
- ножницы для труб или ножовка по металлу;
- напильник;
- перфаратор.
По-шаговый порядок действий по прокладывании труб отопления:
- Разметьте места прокладки труб. Для отапливания с конвективной циркуляцией требуется обеспечить уклон подающей трубы в 10 см на 1 метр. Для систем с механической вентиляцией все трубы можно ложить параллельно полу на разной высоте.
- Просверлите отверстия для фиксирующих клипс с шажком 50–70 см и установите клипсы.
- Порежьте трубы на куски соответственной длины при помощи ножниц или ножовки. Если применяли ножовку, то разровняйте срез напильником.
- Прогрейте паяльный аппарат до рабочей температуры.
- Вставьте в него конец трубы и наденьте на специализированную насадку нужный соединитель. Время прогрева 7–12 секунд.

При помощи паяльника объединяют трубы ПП и фитинги

Так смотрится профессиональный монтаж полимерных труб
Создание дымоотвода
Легче всего сделать дымоотвод из сэндвич труб. Их продают в строительных и хозяйственных магазинах. Для создания первым делом обдумайте, сумеете ли вы провести его сквозь крышу, или нужно будет выводить за стенку и затем подымать над уровнем кровли. Для данной работы вам будут нужны перфаратор с зубильной насадкой, пена для монтажных работ и крепёж для сэндвич трубы.
При подборе формы дымоотвода и места чтобы его установить принимайте во внимание, что чем больше поворотов у данного устройства, тем меньше будет тяга котла. Благодаря этому было бы неплохо устанавливать канал для дыма там, где существует возможность вывести его сквозь крышу без изгибов и поворотов. Если вы выполняете кирпичный дымоотвод, то принимайте во внимание, что размер канала должен составлять как минимум половину кирпича.
Чтобы установить дымоотвод, сделайте следующее:
- Проверьте его конфигурацию исходя из длины труб и поворотов.
- Разметьте на поверхности потолка либо поверхности стены место для проведения дымоотвода.

Сендвич трубы используют для создания теплоизолированного дымоотвода

Добавочная тепловая защита дымоотвода устранит пожар
В первую очередь необходимо проверить тягу. Для этого откройте шибер печи или котла и поднесите к поддувалу горящую спичку. Если вы правильно выполнили дымоотвод, то огонь будет ощутимо отклонять.
Создание пола с функцией подогрева
Есть два варианта полов с подогревом — электрические и водяные. Разница между ними в том, что в одних кладут нагревательный кабель, а в остальных тонкую (8–12 мм) трубу из полиэтилена. Этот вид отопления разрешено делать лишь в тех гаражах, где существует возможность поднять пол на 20–25 см.
- ножницы для нарезания арматуры (можно применять угловую шлифмашину);
- пузырьковый уровень длиной 2–3 м;
- пассатижи;
- строительный вибратор;
- острый нож.
Вот подробное руководство для создания пола с функцией подогрева:
- Почистите пол гаража от пыли и застелите твёрдым пенополистиролом толщиной 2–5 см.
- В середине гаража из арматуры создайте сетку с размерами ячеек 20х20 см.
- При помощи небольших отрезков и кусков кирпича подымите сетку на 5–6 см над уровнем пола.
- Сверху сетки уложите петлями греющий кабель или трубу. Не нужно делать радиус изгиба меньше 5 диаметров элемента нагрева.

Правильная кладка трубы или нагревательного кабеля обеспечит автогараж теплом

Благодаря маякам поверхность стяжки из бетона выходит идеально ровной
Это важно! Для заливания пола используйте бетон с небольшим количеством воды (не более 20% от объёма цемента) и прибавлением минимального количества водного ингибитора, который можно приобрести в каждом магазине, который продает строительные материалы и инструменты. За счёт этого бетонный пол с подогревом выйдет упрочненным. Проводите заливку за 1 раз, в другом случае существует вероятность трещины стяжки.
Пуск и первая проверка отопления
- Электрическое инфракрасное и конвекционное отопление включают и в течение получаса проверяют состояние всех проводов и температуру в гараже. Если вы выполнили все правильно, то провода не будут разогреваться, а электроприборы станут источать тепло.
- Для пуска отопления водяного типа его наполняют водой, убирают воздух при помощи специализированных клапанов и включают котёл.
- У котлов на дровах следует проверять тягу перед пуском.
- Электробойлеры проверяют также, как все остальные устройства для обогрева помещения.
Благодаря отоплению вы сумеете в зимний период не только сохранять, но и эксплуатировать автомобиль в гараже. Благодаря плюсовой температуре, даже в самые сильные морозы вы заведёте мотор собственной машины без проблем.