Монтаж кабеля с изоляцией из полиэтилена сшитого типа — ошибки, правила, фото, схемы.

Монтажом кабелей СПЭ вынуждены заниматься специальные бригады, с соответствующим оборудованием, спец.инструментом, механизмами и обученным персоналом.
Два ключевых действующих норматива, которыми необходимо при этом руководствоваться:
-
СНиП 3.05.06-85 ”Нормы строительства и правила. Электротехнические устройства” — скачать
-
Правила устройства электрических установок
Фактически все правила в них, которые затрагивают обыкновенных силовых кабелей, одинаково применимы и к кабелям с изоляцией из полиэтилена сшитого типа.
Прокладывание кабеля СПЭ разрешена при температуре окружающего воздуха не ниже -20 градусов. Однако это, если его оболочка сделана из полимерного этилена. Другими словами, это марки – ПвП, АПвП, ПвПу, АПвПу.

Если же оболочка с внешной стороны сделана из поливинилхлорида пластиката, т.е. марки ПвВ, АПвВ, ПвВнг, АПвВнг и прочие, максимальная температура для прокладывания – не ниже -15 градусов.

При температуре (до -40С), монтаж разрешен лишь после предварительного прогрева кабеля. Если t меньше -40C, монтаж СПЭ запрещен.
При метеоусловиях от -20С до -40С позволяется кладка, если провод хранился в отаплюемом помещении и температура его верхних слоев не меньше +15 градусов.
Но в данном случае есть высокий риск того, что можно не успеть размотать провод с барабана, перед тем как он остынет.

Перед прокладкой первым делом составляется схема трассы и расстановка механизмов на ней.

Непременно должны быть указаны:
-
места установки барабанов
-
подсобные устройства
-
расстановка контролирующих лиц
-
механизмы для протяжки
-
кол-во поворотов
-
переводы в трубах
-
пересекания с самыми разными сетями (водомерный узел, канализация, иные кабеля)
К несчастью, в наших условиях, главный способ прокладки всех кабелей – это прокладка ручным способом. В большинстве случаев считают, что основное — это собрать по больше людей или подобрать по мощнее тяговую машину.

Впрочем нормы, предъявляемых к новым кабелям с изоляцией из полиэтилена сшитого типа, просят, чтобы при прокладывании контролировалось усилие тяжения. Благодаря этому использование механизмов типа трактора или грузовика непозволительно.
Если вы их все же применяете, вы наносите кабелю повреждения, которые сразу же после прокладки не выявляются.
Они начинают ”вылазить” лишь после первых 2-3 лет эксплуатации:

-
микроскопические трещины на оболочке
-
сдвиги ленточной брони
-
разрывы проволок экрана
-
растяжение полиэтилена сшитого типа ключевой изоляции
Вариант расположения кабелей и устройств для тяжения при установке:

Если расчетное тяжение протяженного кабеля СПЭ на сложной магистрали превосходит максимально возможные значения, то используют дополнительные тяговые лебедки и подталкивающие устройства в середине трассы.
Для перевозки кабеля применяются специализированные тележки. Их же можно использовать и для размотки. Раскатка выполняется конкретно с тележки.

Специальные тележки укомплектовываются тормозными устройствами, а некоторые даже имеют независимый мотор и привод. Если будет необходимость, при их помощи можно не прилагая больших усилий смотать провод обратно на барабан.

Однако чаще всего для размотки используют механичные домкраты с ручным подъемом. Впрочем на них обязательно следует учитывать ручное устройство для торможения, чтобы устранить самопроизвольное инерционное сматывание и образование петель.

Во время установки барабана на домкрат нужно выполнять правило:
Схема подсоединения кабеля на барабане к тяговому тросу:

Нужно заметить, что на этом устройстве есть динамометр, который контролирует усилие тяжения. Максимально возможные усилия для кабелей СПЭ можно взять из таблиц:
Характеристики в техническом плане для кабелей из полиэтилена сшитого типа на 6-10кв, 20кв, 35кв, 110кв, 220кв.










В современных монтажных организациях для установки применяются тяговые лебедки оборудованных миникомпьютером, который автоматично контролирует тяжение и составляет протокол протяжки кабеля.

В таком протоколе указывают усилие тяжения, скорость и прочие данные монтажа. Протокол входит в паспорт любой линии кабелей СПЭ.
На трудных трассах, при больших длинах, повсеместно используют подтягивающее устройство. Провод проходит сквозь него.

Работать данное устройство должно синхронно с тяговой лебедкой. Это достигается путем соединения их цепей управления между собой.
Для захвата конца кабеля при тяжении, можно применять два устройства:
-
чулок сделанный из стальных проволок
-
клиновой захват

Клиновой захват цепляется за оголенную токоведущую жилу. Прокладывание кабеля в трубах с его применением воспрещена. А дело все в том, что в трубах, очень часто встречаются останки воды.
Они там появляются в результате промывки, после проколов под землёй.

Также, при дождливой погоде, также запрещено тянуть провод СПЭ при помощи клинового захвата.
Благодаря этому в 90% случаев применяется чулок. В первую очередь на конец КЛ ставится капа, а уже после, на нее одевается сам чулок.

Сверху чулка наносится несколько витков бандажей. Бандажи делаются либо медной, либо стальной (не магнитной) проволокой. Кол-во бандажей – минимум 5шт.

При протяжке, несколько из них могут разрушиться. Другие должны удержать чулок в натянутом состоянии. Поставите меньше, они все оборвутся и провод у вас при прокладывании, может застрять в середине трубы.
Придется вытягивать его обратно, перетаскивать канат стальной и начинать все по новой.
Имеются особые чулки, предназначающиеся для закрепления одновременно на 3 однофазных кабелях. Правда, у вас должна быть возможность тянуть три фазы СПЭ одновременно.

Еще есть промежуточные чулки. Они из себя представляют разъемную сетку, которая накладуется на провод. Дальше все это скрепляется тросом, вплетенным в эту сетку.

Такой крепежный захват можно одевать в любых местах кабеля без риска его повреждения. Применяется это для установки в середине КЛ дополнительной лебедки, с целью выполнения возможных усилий тяжения.
Ключевые устройства помогающие укладывать провод в канавах и туннелях — это ролики. Очень близко от раскаточного барабана ставится приемный ролик.

Ширина его должна быть не меньше ширины самого барабана. Если у вас в комплекте инструмента отсутствует аналогичный ролик, его можно заменить самодельной системой.

В ней, в качестве направляющих, используют трубы из полиэтилена. При скольжении полимерного этилена по полимерному этилену, слишком низкий показатель трения. Благодаря этому подобная конструкция во многих трудных условиях монтажа абсолютно оправдана.

Перед непосредственным спуском кабеля в канаву (канал), ставится опорный ролик или желоб.

Уже в самой траншее применяются обычные линейные ролики. У них на раме обязаны быть отверстия. Через них ролик можно закрепить на поверхности любого типа.

На углах магистрали используются поворотные ролики.

Причем через нестандартные крепления по обоим бокам, можно собрать целую поворотную систему.

Кроме перечисленных выше используются и специализированные: