Как проверить дроссель с мультиметром и без него. Все причины поломки ПРА и ЭПРА.

Люминесцентные лампы, не обращая внимания на популяризацию освещения со светодиодами, до этих пор остаются одним из популярных видов светильников в домах, гаражах и помещениях на производстве.
Когда такой осветительный прибор перестает гореть, в первую очередь грешат на саму лампочку или стартер. А если они не виноваты, как проверить другой не менее значимый элемент – дроссель?
Во-первых, определимся, что такое дроссель либо его другое название баласт. В сущности, это обычная катушка индуктивности с ферромагнитным сердечником.
Вот так она смотрится в разрезе.

В схемах баласт необходим для трех функций:
-
контроля тока, чтобы он не превышал номинала
-
образование за счёт индуктивности непродолжительного импульса очень высокого напряжения
-
сглаживания предполагаемых пульсаций в сети 220В
Подсоединяется он постепенно, а параллельно ему устанавливается стартер.

Стартер нужен для поджига лампы.

Напряжение, которое подводится к спиральным электродам на концах лампы, с самого начала недостаточно для ее розжига. И здесь помогает дроссель и стартер.
После возникновения напряжения в стартере, в середине образуется разряд, который нагревает биметаллический электрод.

Из-за нагрева форма электрода меняется и происходит его замыкание.

Благодаря чему, резко увеличивается ток и электроды раскаляются. Ток исчерпывается только сопротивлением самого дросселя.
У стартера контакты понемногу охлаждаются и размыкаются. При размыкании, благодаря дросселю, в лампе появляется эффект самоиндукции, с образованием высоковольтного импульса и электрического тока в газах напряжением до 1000В.

От этого разряда создается ультрафиолетовое свечение паров ртути, которыми заполнена колба. Оно оказывает влияние на неорганический люминесцентный пигмент, и лишь благодаря ему, мы и можем отличать свет в привычном для нас спектре.

Если для кого-то это изъяснение чрезмерно заумно, то вот одно из незамысловатых и понятных видео, объясняющих на доступном всем языке, как же работает лампа ЛДС.
Выходит, что сам процесс включения люминесцентной люминесцентные лампы довольно долог и занимает 5 этапов:
-
подача 220В из розетки и замыкание контактов стартера
-
подогрев спиралей электродов
-
отключение питания контактов стартера
-
подача высоковольтного импульса от дросселя
-
образование тлеющего разряда в колбе и поддержка его внешним напряжением 220В + шунтирование стартера и исключение его из схемы

Как видно из процесса запуска, при поломке ламп, виноватыми могут быть три элемента:
-
сама лампочка

При этом, очень часто повреждаются лампочки и стартера – из-за сгоревших вольфрамовых нитей и конденсаторов.

Выяснить про это легче всего – заменив стартер или лампочку. Тем более, что они стоят копейки. А вот насколько быстро выяснить о поломке дросселя?
Без специализированных приборов для измерений о поломке ПРА может говорить эффект огненной змейки. Вы зрительно сумеете смотреть ее в середине лампы.
О чем это говорит? А говорит это прежде, всего про то, что есть превышение максимально возможного тока. Благодаря чему заряд потерял стабильность.
Также наблюдается непрочное свечение или сияние лампы. При неисправности балласта, осветительный прибор не загорится с первого раза.
В результате, стартер будет регулярно запускаться и отключаться, запускаться и отключаться. От подобных частых пусков, возле спиралей на концах лампы появляются почернения.

Очередной способ проверки без приборов для измерений и мультиметра – контрольная лампочка. Мощность ее должна быть приблизительно аналогичный, как и мощность самого дросселя.
Подключаете ее постепенно по следующей схеме с ПРА и смотрите как она светит.

-
если не горит совсем – в балласте обрыв, дроссель неисправен
-
горит ярко – в балласте межвитковое короткое замыкание
-
моргает или светит в половину накала – дроссель исправный

Но чтобы точно удостовериться в повреждении дросселя, все таки лучше воспользоваться мультиметром и земерить.

Повреждение дросселя может быть пяти видов:
-
замыкание различных обмоток
-
замыкание витков в одной обмотке
-
поломку магнитопровода
-
пробой на корпус
Какой-то из проводов, которым намотан дроссель может просто оборваться. Выявляется это легко.
Переводите мультиметр в режим измерения сопротивления и касаетесь щупами выводов дросселя. Если высвечиваются показания ”бесконечность” это и говорит об обрыве.

При замерах только не касайтесь голых концов щупов руками. Иначе замерите сопротивление собственного тела, а не дросселя.

Кстати, обрыв из всех вариантов неисправностей, обнаружить легче всего. Это можно создать даже без мультиметра, при помощи обыкновенной индикаторной отвертки.
Ничего отключать и демонтировать не надо, провода тоже не отсоединяются. Если указатель светится во входной клемме ПРА:

а на выходе свечения нет:

то считайте что обрыв вы нашли.

Некоторые дросселя могут иметь не одну, а две обмотки. В нормальном режиме они обязаны быть изолированные между собой.

Но изоляция может просохнуть или нарушиться.
Чтобы выяснить о замыкании, мультиметром необходимо проверить выводы не одной, а различных обмоток. Если у вас высветятся непонятно малые цифры, то значит обмотки замкнуты.
Если дроссель у вас регулярно грелся, то его лаковая изоляция проводов, могла просохнуть. И один или несколько находящихся рядом витков, просто спекутся между собой.

Отыскать такое повреждение достаточно тяжело, даже с помощью мультиметра.
Необходимо наверняка знать изначальные значения сопротивления обмотки, чтобы было с чем сопоставлять. Если у вас замкнулись один или два витка, то разницу простым тестером вы и не заметите.
Отыскать витковое замыкание можно при спекании достаточно немалого количества проводников. Тогда разницу будет видно сразу.

Обычный (не китайский дроссель), имеет приблизительно следующие сопротивления:
-
мощностью на 20Вт — сопротивление от 55 до 60 Ом

-
мощностью на 40Вт – сопротивление от 24 до 30 Ом

-
мощностью на 80Вт – сопротивление от 15 до 20 Ом

Сердечник дросселя сделан из ферромагнитных материалов. А они (ферриты), довольно требовательны уже сами по себе.

При эксплуатировании, на поверхности легко могут появиться трещинки или сколы. Если такое случилось, значит у дросселя изменятся параметры катушек индуктивности.

Еще в сердечниках из-за нагрузок механики могут поменяться специализированные зазоры.
Проверить индуктивность дросселя можно не всеми мультиметрами. Большинство к большому сожалению, этой функции лишены.

Впрочем снова же, чтобы понимать проблематику, вам необходимо знать первоначальные значения этой индуктивности.
О поломке катушки может говорить ее нулевое сопротивление по отношению к корпусу. Тут ничего тяжелого в проверке нет.

Один щуп мультиметра подносите к железным частям корпуса, а иным касаетесь к выводам катушки дросселя.
Проверять можно и в режиме прозвонки цепи. Если звукового сигнала не будет, значит пробоя нет.

А если баласт у вас электронный, как проверить его? ЭПРА как коротко их называют, уже не похож на индуктивную катушку.
Все самые новые модели выпускаются с электронными дросселями без стартеров.

ЭПРА расшифровывается как — электронная пуско-регулирующая аппаратура.
У нее много элементов электроники напаяны на плату и помещены в один корпус.

Прозвонить мультиметром только два конца тут точно не выйдет. Придется постепенно шажок за шажком проверять все детали схемы.
Начинать лучше с предохранителя. Вызваниваете его цельность в режиме прозвонки.

Дальше осматриваете конденсаторы. У тех, которые в виде бочонков, можно определить повреждение даже зрительно, по вздутию нижней части.

Еще тщательно проглядите все места пайки. Какие-нибудь ножки могут отвалиться и контакт пропадет.

Диоды и транзисторы также контролируются мультиметром, после переключения его в подходящий режим измерения.

Данные сопротивлений берите из таблиц в сети интернет, согласно их расцветки.

И сравнивайте с теми фактическими замерами, которые у вас получились.
В общем, чтобы проверить и отремонтировать электронный дроссель, потребуются самые маленькие способности радиолюбителя.
Вот довольно хорошее и детальное видео по проверке любого элемента на плате ЭПРА, со сменой повреждённых деталей на исправные. Тем более, что повреждений тут оказалось не одно, а несколько.